TAG: ГЦСИ

Конкурс ГЦСИ: три финалиста

13.12.13
12:31
Категории: | События | Конкурсы

В финал открытого конкурса на проектирование выставочного комплекса Государственного центра современного искусства на Ходынском поле вышли три команды: ирландская Heneghan Peng Architects, российская «Мел» и испанская Nieto Sobejano Arquitectos. Имя победителя должно быть определено до конца 2013 года.

 

Концепция Heneghan Peng Architects
 
12 декабря в здании ГЦСИ на Зоологической улице в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная объявлению финалистов конкурса. На ней присутствовали не только участники, но и члены жюри, представители попечительского совета и иностранные эксперты. По словам заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова, это фактически первый опыт открытого конкурса, который соответствовал бы всем современным мировым требованиям. «Открытость, гласность, прозрачность всех процедур – вот характеристики этого конкурса, - сообщил Пирумов. -  Более 900 участников из разных стран мира прислали свои предложения. На первом этапе по портфолио и эскизам выбрали 10 команд, теперь круг финалистов сузился до трех. Победитель будет объявлен до конца года на заседании попечительского совета, возглавляемого министром культуры России и мэром Москвы». Денис Леонтьев, генеральный директор КБ «Стрелка», подчеркнул, что среди 10 промежуточных финалистов было три бюро из России. «Это доказывает, что в нашей стране есть множество архитекторов, которые могут конкурировать с зарубежными коллегами, - заметил Леонтьев.  

Дискуссия жюри по поводу кандидатур финалистов продолжалась два дня, она была довольно напряженной. «Все финалисты набрали равное количество голосов,  поэтому никакого приоритета в очередности нет, будем объявлять по алфавиту, - сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, добавив, что прошедшее архитектурное состязание – большой шаг вперед в развитии конкурсной практики и поиске удачной формулы отбора участников. Несколько членов жюри отметили, что финалисты в своих концепциях сделали попытку не просто спроектировать вместилище для произведений искусства, а создать современную коммуникативную среду, в которой искусство было бы главным компонентом. Именно поэтому они и были выбраны. Следует отметить, что особого упоминания жюри удостоены работы бюро Steven Holl Architects (США) и 51N4E and OFFICE KGDVS (Бельгия).

Архитекторы бюро Heneghan Peng Architects видят комплекс ГЦСИ как башню в центре Ходынского поля, составленную из прямоугольных элементов, смещенных относительно оси. Здание получило вертикальный вектор развития – в этом принципиальное отличие решения ирландцев от проектов коллег-конкурентов. Выставочные помещения спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к залам упрощается, посетитель может подняться на нужный ему этаж, не обходя все здание. Центр интерьера – многоуровневое фойе. Из его глубины вверх идет эскалатор, минуя зону хранилища и административные помещения, как археологические слои.  

Концепция бюро «Мел»
 
 
Бюро «Мел» поставило перед собой задачу создать гибкое экспозиционное и общественное пространство, территорию нового качества, насыщенную культурной жизнью и городской активностью, но при этом имеющую человеческий масштаб и природный ландшафт. Основные функциональные зоны ГЦСИ помещены внутрь единого стилобата — «холма». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный центр и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции. Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона, павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой.   

Общественная территория на крыше и перед зданием ГЦСИ представлена различными зонами, выполняющими множество функций. Здесь оборудованы площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Зеленое покрытие уплотняется к краям и «растворяется» к середине, образуя пешеходный маршрут. Первый этаж — это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами на крыше. В любой из них можно войти через парк, что позволяет использовать павильоны для независимых выставочных проектов разного масштаба.

  

Концепция бюро Nieto Sobejano Arquitectos

В основу концепции Nieto Sobejano Arquitectos легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, а также мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Объемно-пространственная композиция испанцев строится на использовании цилиндрической формы. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Внутри имеется горизонтально ориентированное пространство, похожее на крытую улицу. Этот продольный «хребет»-пассаж станет сердцем ГЦСИ и местом встреч посетителей, художников, исследователей и зрителей. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три — под временные выставки. Мастерские и квартиры художников запроектированы на верхних этажах крайнего цилиндра. 

Главный зал согласно концепции Nieto Sobejano Arquitectos – это многофункциональная платформа, служащая местом для театральных постановок, конференций, киносеансов и уникальных аудиовизуальных выставок. Проект предусматривает создание медиафасадов, обращенных в сторону парка. 

Иллюстративный ряд предоставлен КБ «Стрелка», компанией-консультантом конкурса.

Официальный сайт конкурса: newncca.ru  

Новый ГЦСИ: итоги отборочного тура международного конкурса

01.10.13
17:41
Категории: | События | Конкурсы
tags: | ГЦСИ |

Cегодня, 1 октября, на пресс-конференции было названо десять команд, допущенных к проектированию нового здания ГЦСИ.

Регистрация заявок на участие в конкурсе на разработку архитектурной концепции международно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства шла с 20 августа. Жюри должно было выбрать пять команд по портфолио и релевантному опыту, еще пять получили возможность поучаствовать в проектировании здания, строительство которого планируется на Ходынском поле, представив предварительные творческие предложения. В результате из первой группы (по «досье») во второй этап конкурса вышли: Steven Holl Architects, Nieto Sobejano Arquitectos, Heneghan Peng Architects, бюро 51N4E и Alejandro Aravena Arquitecto. Их выбрали из 68 претендентов, среди которых были в том числе и такие звезды, как бюро Morphosis Architects, OMA, BIG, Kengo Kuma and Associates, Zaha Hadid Architects, Coop Himmelb(l)au, Dominique Perrault Architecture, Shigeru Ban Architects.  В категории «Эскиз» из 175 работ наиболее перспективными судьям показались концепции UNK Project (Москва), Edgar Garcia Landran (Китай), Антона Барклянского (Пермь), студии «Мел» (Москва) и Ghirardelli Giancarlo Architetti (Италия). Участники второго тура получат детализированное техническое задание, в соответствии с которым авторы предварительных концепций смогут их доработать. 

 

Пресс-конференция прошла в здании ГЦСИ на Зоологоческой улице, реконструированном по проекту Мастерской Михаила Хазанова.

Выбор экспертов прокомментировал Денис Леонтьев, директор конкурсной практики Института «Стрелка» (оператор конкурса): «В решении жюри отражен сдвиг, происходящий в отношении к проектированию значимых объектов культуры. В конкурсе портфолио вперед вышли авторы, для которых важна не экстравагантная форма, а формирование пространства. Время архитектурных аттракционов прошло». По информации, предоставленной директором Государственного центра современного искусства Михаилом Миндлиным, на Ходынском поле предстоит застроить участок площадью около 1,8 га. Там будет размещен комплекс общей площадью 46, 5 тыс. кв.м. со всей необходимой музейно-выставочной инфраструктурой. В функциональную программу ГЦСИ входит пространство для постоянной музейной экспозиции (10 000 кв.м.), залы для периодических выставок (5000 кв.м.),  театральный зал-трансформер на 700 мест, залы для кино- и видеопросмотров, помещения для проведения семинаров  и симпозиумов, книжный магазин и т.д. Михаил Миндлин отметил, что здание Центра современного искусства может существовать во взаимовыгодном соседстве с близлежащим торговым центром, строительство которого уже ведется: в коммерческое пространство, что уже распространено, могут интегрироваться арт-объекты, клиенты TЦ - потенциальные посетители ГЦСИ и наоборот.

На пресс-конференции иностранные участники жюри, в частности Дитер Богнер и Джованна Карневали, отметили перспективность подобной «гибридной» формы отбора участников, дающей возможность «зажечь новые звезды», и не исключили, что российский опыт станет образцом для международной конкурсной практики. Теперь до 15 ноября победители отборочного тура будут разрабатывать свои концепции и параллельно (до 29 ноября) строить макеты. Техническая экспертиза проектных предложений пройдет с 18 по 29 ноября. А со 2 по 13 декабря жюри выберет трех финалистов из десяти участников, вышедших во второй тур. Победителя определит Попечительский совет ГЦСИ, финансирующий проведение конкурса. Строительство здания предположительно завершится в 2017-2018 году, и, по словам Сергея Кузнецова, оно станет финальным аккордом, а возможно, и смысловым узлом в многофункциональной застройке Ходынского поля.

В международном жюри конкурса работают: основатель Музейного квартала в Вене, владелец компании Bogner-cc Дитер Богнер (Австрия),  заместитель вице-президента Фонда Музея королевы Софии, директор Центра искусств королевы Софии Мануэль Борха-Виллель (Испания); заместитель директора, директор выставочных программ Нового музея современного искусства в Нью-Йорке Массимилиано Джони (США), директор Фонда Миса ван дер Роэ Джованна Карневали (Испания), главный  архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Кузнецов (Россия),  член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Леонид Лебедев (Россия), основатель и директор архитектурного бюро MVRDV Вини Маас (Нидерланды), генеральный директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин (Россия), генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский (Россия), директор архитектурного бюро «Остоженка» Александр Скокан (Россия), руководящий партнер архитектурного бюро «Speech Чобан & Кузнецов» Сергей Чобан (Россия), президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков (Россия).

Официальный сайт ГЦСИ: ncca.ru

Музей современного искусства: какой нужен Москве?

29.08.13
20:00
Категории: | События | Лекции
tags: | ГЦСИ |

31 августа в кинотеатре «Пионер» Парка Горького состоится архитектурная дискуссия на злободневную тему.

Среди участников встречи – Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Михаил Миндлин, генеральный директор ГЦСИ, Алиса Прудникова, ответственный секретарь Попечительского Совета конкурса на новое здание ГЦСИ, и Сергей Чобан, упомянутый как член жюри того же конкурса, который станет центральной темой открытого обсуждения. Гости дискуссии также смогут  принять участие в игре-угадайке, узнать, как устроен Филиал Центра Помпиду во французском Метце и о музее рисунка, построенном в Европе российским бюро. Начало программы в 16:00.

Фото: Helen Binet
Заха Хадид, MAXXI, Рим


1. ВИКТОРИНА «УЗНАЙ МУЗЕЙ»
Как современные музеи становятся иконами
Победителям – свежий номер архитектурного журнала speech:!
16.00

2. МУЗЕЙ, КОТОРЫЙ ВСЕ ВИДЕЛИ, НО В КОТОРОМ НИКТО НЕ БЫЛ
Филиал Центра Помпиду во французском Метце
Рассказывает Алиса Прудникова, директор Центра современного искусства (Екатеринбург)
16.30

Фото Centre Pompidou-Metz
Шигеру Бан. Центр Помпиду в Метце

3. КАК ПОСТРОИТЬ МУЗЕЙ В ЕВРОПЕ

В июне в Берлине открылся Музей архитектурного рисунка (авторы – Сергей Чобан и Сергей Кузнецов)
Рассказывает один из авторов – архитектор Сергей Чобан
17.00

© Roland Halbe
Бюро SPEECH. Музей архитектурного рисунка в Берлине.

4. КАКОЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НУЖЕН МОСКВЕ?
Конкурс на новое здание Государственного Центра современного искусства / открытая дискуссия /
17.30


Некоторые вопросы к дискуссии:
- В Москве много музеев и галерей современного искусства, зачем нам еще один?
- У ГЦСИ есть прекрасное здание на Зоологической улице, но даже и оно редко набито битком – не является ли проект нового большого здания отзвуком лужковской гигантомании?
- Чем был плох предыдущий проект здания ГЦСИ, зачем новый конкурс?
- Является ли архитектурный конкурс гарантией качества (см. неудачи московских конкурсов за последние 15 лет)?
- Ходынское поле: не далековато ли для современного искусства? Или там ему и место?

 

Новый ГЦСИ: конкурс открыт

26.08.13
20:22
Категории: | События | Конкурсы
tags: | ГЦСИ |

Дан официальный старт открытому международному конкурсу на разработку архитектурной концепции международно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства. Прием заявок до 20 сентября.

Конкурс, объявленный Министерством культуры Российской Федерации, был анонсирован на пресс-конференции месяц назад. 20 августа был открыт прием регистрационных заявок. Это конкурс, как и большинство подобных мероприятий в России, связанных с крупными объектами культуры, имеет свою длинную и сложную предысторию. Не будем ее здесь пересказывать, отметим, что решение для нового здания ГЦСИ будут искать в новом формате. Согласно общераспространенной мировой практике, первый этап – квалификационный отбор по портфолио – мог бы иметь серьезное ограничение в виде релевантного опыта проектирования. Тогда шансы российских архитекторов были бы крайне малы, поскольку музеев и центров искусства подобного масштаба у нас давно никто не проектировал. Этот момент много обсуждался и вызывал возмущение в профессиональных кругах. Недавний пример – конкурс на Музейно-просветительский центр Политеха и МГУ. Российские бюро, за редким исключением, смогли поучаствовать в нем в качестве сопровождающих в тандеме с иностранными компаниями, располагающими требуемым опытом. 

Здание ГЦСИ на Зоологической улице, реконструкция которого была проведена мастерской Михаила Хазанова. Коллектив под его руководством несколько лет разарбатывал проект нового здания, но он не был утвержден.


В конкурсе на новое здание ГЦСИ организаторы пробуют преодолеть ситуацию замкнутого круга – дают возможность показать себя и тем авторам, у которых в портфолио пока нет подобных объектов. Поэтому на первом этапе, до 20 сентября, «архитектурные компании, уже имеющие опыт разработки проектной документации и строительства музеев, выставочных комплексов, культурных или образовательных учреждений общей площадью не менее 5 000 кв.м, могут подавать квалификационные заявки. А физические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие высшее архитектурное образование, а также юридические лица, заключившие трудовые или гражданско-правовые договоры с физическими лицами, имеющими высшее профессиональное образование в области архитектуры», согласно официальной информации, могут представить архитектурные концепции. Во второй тур из этих двух групп пройдут по пять претендентов. Они получат подробное техническое задание и разработают архитектурные концепции. Международное жюри, состав которого пока не обнародован, выберет трех финалистов. Победителя назовут в декабре 2013 года. Напомним, что новое здание ГЦСИ несколько раз меняло предполагаемую дислокацию. По последними данным его строительство планируется на Ходынском поле.

Конкурс проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Заказчик - Государственный Центр Современного Искусства.
Организатор конкурса – Фонд «Новое искусство».
Консультант конкурсной программы – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Конкурс финансируется Попечительским советом ГЦСИ.
Партнер конкурса – Союз московских архитекторов.

Подробнее с условиями можно ознакомиться на официальном сайте конкурса: newncca.ru
 







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey