TAG: ВВЦ

Новый смотр деревянной архитектуры подводит итоги

18.03.13
19:01
Категории: | События | Выставки

Конкурс «Дерево в архитектуре» приглашает на церемонию награждения победителей, которая состоится 22 марта 2013 года в павильоне №75 на ВВЦ.

Дизайн-проект выставочного пространства по проекту «Архитектурного бюро Асадова»

C 21 по 24 марта на ВВЦ пройдет 18-я международная выставка «Деревянное домостроение/Holzhaus». В ее рамках будут представлены работы участников первого смотра-конкурса «Дерево в архитектуре», учрежденного Союзом архитекторов России и НП «Совет по «зеленому» строительству». До этого года в нашей стране государственной Премии с такой специализацией не было, но эту лакуну на протяжении предыдущих трех лет успешно восполняла Премия АРХИWOOD, организованная по частной инициативе. Интересно будет сопоставить проекты претендентов и лауреатов двух премий. Новая - декларирует свой международный статус, открыта для работ в том числе иностранных авторов (но награждаются только российские), рассматривает не только постройки, но и проекты, имеет денежный призовой фонд, отличается номинациями «лучшее инновационное и энергоэффективное решение» и «лучшее решение при реставрации и реконструкции». Надеемся, что это начинание станет еще одним инструментом поддержки и продвижения в российской архитектуре одного из самых экологичных и эстетичных материалов.

Церемония награждения победителей конкурса «Дерево в архитектуре» состоится  22 марта 2013 года в 16.00 на ВВЦ в павильоне №75. За лучший реализованный проект предумотрен приз в размере 100 000 рублей, обладатели «Золотых дипломов» получат по 50 000 рублей.

Для бесплатного участия можно пройти on-line регистрацию здесь

Официальный сайт премии: www.woodinarch.ru

3D cоветского периода

29.01.13
20:00
Категории: | События | на злобу дня
tags: | ВВЦ |

Памятник аналоговой техники «Круговая Кинопанорама» под угрозой. Согласно новой, пока еще не утвержденной концепции развития ВВЦ, территория его расположения попадает в пятно застройки. Об истории и значении уникального объекта, а также о начавшемся конкурсе и других мероприятиях, призванных вернуть ему актуальность, рассказывает Евгения Гершкович.

Мало кто знает, что у южного входа нынешнего ВВЦ по сей день функционирует осколок былого величия страны, кинотеатр, единственная на сегодняшний день в России круговая панорама. На экранах, натянутых по периметру круглого зала на 350 мест с обзором в 360º и со стереозвуком, показывают один фильм. И таких видовых лент в рабочем состоянии сохранилось всего семь. Это «Волга русская река», «Возьмите нас с собой туристы», «В дорогу, в дорогу», «Родники неисчерпаемые», «Дум высокое стремленье»  и т. д., по 20 минут каждая. Сейчас четыре дня в неделю по пять сеансов их крутят женщины-киномеханики, владеющие уникальными навыками синхронизации киноаппаратов в реальном времени. Так продолжается уже более полсотни лет.

Фото Бориса Бочарникова

Здесь, в этой точке, как будто затормозились время и пространство. Аппараты от раза к разу вырабатывают свой ресурс, пленка беспощадно изнашивается, зрители – по преимуществу случайные прохожие, однако, если пришло только двое посетителей, сеанс начнется. Подобная ситуация забвения не сравнима  с  прежней популярностью кинотеатра, когда очередь за билетами (и, весьма дорогими, по 50 копеек) занималась с вечера. Фильмы об Ангаре, Эльбрусе и БАМе особенно любили интуристы, для которых путешествие по СССР было делом затруднительным. Посещение круговой панорамы было включено в обязательную программу для иностранных гостей столицы. Для советских же зрителей, за рубежом не бывавших, тоже имелись приманки, вроде лент «Я хочу рассказать о ГДР», «Лето в Чехословакии», «На Венском фестивале» (фильм о Венском фестивале демократической молодежи и студентов).

Фото Юрия Пальмина

Первая в мире кинопанорама  – «Синекосморама»  –  была запатентована во Франции еще в конце XIX столетия, но ожидаемого коммерческого успеха проект не принес. Во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году под Эйфелевой башней работал круглый кинозал «Синеорама» диаметром 100 м, стены которого являлись сплошным экраном. В советской же Москве идея похожего сооружения возникла после поездки Никиты Сергеевича Хрущева в Штаты, увидевшего там чудо техники – ультрасовременную американскую «Циркараму», в 1955 году созданную Уолтом Диснеем. Съемки у мультипликатора велись на 16-миллиметровую пленку «Кодак» с охватывающими горизонт в 360°одиннадцати кинокамер, установленных на круговой опоре. Наш генсек посетил парк Диснейленда в Калифорнии, где в кинотеатре, состоявшем из одиннадцати экранов, каждый из которых был отделен друг от друга черной вертикальной полосой стал зрителем круговой ленты «Путешествие по Западу». Движения на экранах создавали у зрителей эффект участия в происходящем на экране. Хрущев дал указание во что бы то ни стало соорудить подобное киночудо в СССР, да еще и перегнать западных конкурентов. Специалисты стремительно отправляются на «место» перенимать опыт, разумеется, своих планов не афишируя. 

Фото Юрия Пальмина

Кинотеатр в форме цилиндра на ВДНХ построили всего за три месяца, торопясь к июньскому Пленуму ЦК КПСС 1959 года, хотя проектирование (архитектор Н. Стригалев, инженер Г. Муратов) и разработка группой инженеров под руководством профессора ВГИК Евсея Голдовского началась годом раньше. Разумеется, первое лицо государство лично курировало стройку. В день открытия состоялась премьера фильма «Дорога весны», режиссер которого Василий Катанян вспоминал потом те горячие денечки: «Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: «Подумаешь! У нас эта  кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград …Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую».

Фото Юрия Пальмина

Фильм показывали не на одиннадцати, а на двадцати двух экранах, установленных двухярусно, нижние одиннадцать образовывали цилиндр, а верхние – конус. Зритель повалил в кинотеатр, первый сеанс был в 9 часов утра, последний - в 21 час. Ежедневно их число доходило до восемнадцати, но поток желающих не иссякал. В зал на триста мест набивалось по полтысячи. В 1961 году Кинопанорама, несмотря на востребованность, на год закрывается на модернизацию, экранов становится одиннадцать, фильмы на которых ожили уже при помощи одиннадцати кинопроекторов с ксеноновыми лампами и анаморфотными насадками производства завода «Ленкинап» и объективами с фокусным расстоянием 40 мм. Высота экранов зато увеличивается вдвое.

Фото Юрия Пальмина

Зал без привилегированных мест, символ социалистической утопии равноправия, прообраз 3D, функционирует по сей  день. Пожилые зрители умиляются, а молодые, для которых 3D первичнее, радуются, что просмотр не требует очков или  шлема. Но все же хотелось бы, чтобы таких посетителей стало больше.  «Лёгкое модернистское сооружение с неоновой вывеской, венчающей здание (ныне утрачена), было таким эффектным аттракционом для москвичей и гостей города. Сейчас это уже ретро-аттракцион, своеобразная машина времени. Фильмы усиливают эту атмосферу. Сейчас мода на 1960-е, именно на этом стоит сделать акцент в привлечении посетителей», - полагает московский краевед и редактор проекта «СовАрх» Денис Ромодин. Его поддерживает архитектурный критик Елена Гонсалес: «В мире, где чудеса техники становятся на конвейер, теряя свое значение и очарование, существуют отдельные «острова» не поддающиеся штамповке. В силу технологической сложности, особенностей культурного контекста, исторических обстоятельств, они сохраняют уникальность, а значит и безусловную ценность. Каждый такой «остров» должен стать объектом особого внимания и заботы общества и государства. Круговая панорама должна быть сохранена».

Фото Юрия Пальмина

Сегодня предприняты попытки изменить ситуацию и взгляд на панораму только как на своего рода «ярмарочное зрелище». Сюда пришла новая команда во главе с директором, историком Анной Котоминой. Что планируется? Тематические экскурсии, сопровождающие показ, цикл лекций об истории анимации, стереофотографии, концерты и спектакли, использующие возможности пространства и акустику зала. К весне готовится выставка «История Круговой Панорамы на ВДНХ». Режиссер Сергей Лобан («Пыль», «Шапито – шоу») заявил о своих планах снять первый игровой фильм специально для Круговой панорамы: «В области панорамного кино при использовании современных технологий возможны интересные эксперименты. Мне представляется, современный  панорамный кинотеатр как такой большой и, возможно, мобильный объект современного искусства с постоянно обновляющимся контентом». Анна Котомина с ним солидарна: «Круговая панорама  –  идеальный зал для инсталлирования объектов современных видеохудожников, которые тратят много денег для создания мультиэкранного пространства, а тут оно – пожалуйста».

Фото Юрия Пальмина

До 30 марта проходит Международный конкурс мультимедийных проектов, объявленный кинотеатром «Круговая Кинопанорама». Художникам, дизайнерам, режиссерам предлагается подумать о том, как наиболее выигрышно реализовать зрелищный потенциал одиннадцатиэкранного зала, диаметром 17, 26 м и его оборудования. Результаты будут объявлены 14 апреля. Победители (как отдельные творческие единицы, так и группы или институции) получат бюджет на реализацию проектной идеи. Информация о конкурсе выложена на страничке Facebook «Круговой панорамы».

Фото Юрия Пальмина

Фото Бориса Бочарникова






Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey