TAG: Шигеру Бан (Shigeru Ban)

Искусство в корзинке

08.09.14
18:21

Респектабельный горнолыжный курорт Аспен в штате Колорадо стал теперь и центром культурной жизни. Спроектированный Shigeru Ban Architects Художественный Музей не имеет собственной коллекции и скорее играет роль уникального общественного пространства.

Фото © Michael Moran / OTTO

Трехуровневое здание площадью 2800 кв.м будет принимать выставки современного искусства, также в нем планируется проводить публичные лекции, семинары и организовывать различные обучающие программы.

Фото © Michael Moran / OTTO

Фото © Michael Moran / OTTO

Стеклянный прямоугольный объем затянут с нескольких сторон деревянной «сеткой», которая выполняет роль защитного экрана от активного в горах солнца, а также создает эффектную игру света и тени во внутренних помещениях.

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Кроме того, между экраном и фасадом образуются комфортные, частично открытые, а частично закрытые зоны. Подобное, одновременно и внешнее, и внутреннее пространство — «энгава» — популярно в традиционной японской архитектуре.

Фото © Michael Moran / OTTO

Прямо с площади посетитель попадает на широкую парадную лестницу, одна половина которой находится между экраном и фасадом, а вторая уже внутри здания. Разделены эти половины лишь прозрачной стеной, так что посетители легко могут видеть друг друга. И только поднявшись на самый верх, они оказываются в просторном фойе и, постепенно спускаясь вниз, могут осмотреть экспозицию. Ритуал хорошо знаком любителям горных лыж, ведь они точно также каждый раз быстро поднимаются на подъемнике на вершину горы, а затем наслаждаются видами и собственно катанием.

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Фото © Michael Moran / OTTO

Сама крыша эксплуатируемая, это единственное подобное решение во всем городе. Гнутые деревянные конструкции образуют защищенные видовые площадки с изумительными горными пейзажами. А световые шахты, по которым можно ходить, позволяют заглянуть внутрь и помогают обеспечить хороший уровень естественного освещения в помещениях. Кафе и зона отдыха, расположенные так же на самом верхнем уровне, разделены лишь прозрачными стеклянными перегородками с раздвижными дверями, никак не нарушающими связь с окружающим миром.

Фото © Derek Skalko

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Фото © Billy Farrell / BFAnyc.com

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Фото © Billy Farrell / BFAnyc.com

Еще одно необычное решение — большая стеклянная комната-лифт в углу здания. Через различные отверстия в плетеном внешнем фасаде-экране из него также открываются впечатляющие виды на заснеженные скалистые горы.

Фото © Michael Moran / OTTO

Фото © Michael Moran / OTTO

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Фото © David X Prutting / BFAnyc.com

Фото © Derek Skalko

Фото © Derek Skalko

Фото © Derek Skalko

Фото © Derek Skalko

Пространство вокруг музея также организовано и превращено в привлекательную общественную зону, где можно не только отдохнуть и перекусить, но и понаблюдать за тем, что происходит внутри. Все довольно просто и изящно: сезонные растения и деревянные скамьи. «Я заметил, что многие люди чувствуют себя неловко, не решаются зайти музей, и попытался помочь им, как-то подготовить, придать уверенность», — говорит Шигеру Бан.

Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com

Официальный сайт музея: aspenartmuseum.org

 

Павильоны Парка Горького: история и современность

22.10.12
13:29
Категории: | События | Выставки

19 октября в новом павильоне ЦСК «Гараж» начала работу выставка «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана». Самым крупным ее экспонатом стал сам павильон, выстроенный по проекту знаменитого японского архитектора. Автор лично представил свою постройку журналистам.

Автор проекта Шигеру Бан во время пресс-конференции, немного смутившись, заметил, что это большая честь для него – быть упомянутым в одном ряду с выдающимся авангардистом Константином Мельниковым. Впрочем, сегодня Бан – обладатель высшей награды Французской академии архитектуры и золотой медали Джефферсона - является одним из самых узнаваемых архитекторов Японии. Прославился он во многом благодаря «экологическому проектированию» и собственной технологии производства конструктивных деталей из вторичных материалов – прессованной бумаги и промышленного картона.

Фото Андрей Чирков

От первого эскиза до реализации проекта выставочного павильона прошло всего три месяца – рекордный срок. «Когда Даша (основатель и креативный директор ЦСК «Гараж» Дарья Жукова - прим. ред.) предложила мне спроектировать павильон, я засомневался, успеем ли мы сделать все так быстро, - вспоминал Бан. – Но в итоге все сложилось благополучно. Успеху способствовало то, что материалы, а также производители и строители были местные, из России. Например, конструктивные элементы из прессованной бумаги поставила компания из Санкт-Петербурга». 

 

Фото Андрей Чирков

Павильон, овальный в плане, представляет собой одноэтажное сооружение высотой 7,5 м и общей площадью 2400 кв.м. Каркас постройки стальной. Внешний периметр выстроен из картонных колонн с переменным шагом, не несущих значительной конструктивной нагрузки. Ядро здания – белый прямоугольный объем, внутри которого находится экспозиционное пространство площадью 800 кв.м. В фойе будут обустроены кафе и книжный магазин. По словам директора ЦСК «Гараж» Антона Белова, в павильоне Центр будет осуществлять выставочную и образовательную деятельность вплоть до переезда «Гаража» в основное здание в 2013 году. После этого пространство, созданное Шигеру Баном, станут использовать в качестве площадки для экспериментальных проектов «Гаража». 

Фото Андрей Чирков

Японский архитектор выразил надежду на то, что москвичи привыкнут к новому объекту и полюбят его. Преимущество временной архитектуры, как отмечает Бан, в том, что такую постройку легко разобрать и перевезти на другое место. Как, кстати, поступили со зданием католической церкви Тактори (своей архитектоникой павильон в Парке Горького похож на него – прим. ред.), построенным бюро Бана в 1995 году после разрушительного землетрясения в японской префектуре Кобэ. Десять лет спустя церковь демонтировали и перевезли в Тайвань. 

Фото Андрей Чирков

Экспозиция «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана»  описывает историю временных архитектурных сооружений на территории ЦПКиО с момента их возникновения, то есть 1923 года, и развитие этого направления в советской архитектуре. Первый этап этого процесса – Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, главным архитектором которой стал Алексей Щусев, а главным конструктором – Александр Кузнецов. Выставочные павильоны оформляли такие художники и скульпторы, как Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Сергей Коненков, Вера Мухина и другие. 

 

 

Наиболее известными произведениями временной архитектуры той поры можно назвать павильон «Машиностроение», спроектированный Иваном Жолтовским, и павильон «Махорка» Константина Мельникова. История парка так же неразрывно связана с именами архитекторов Власова, Шехтеля, Гинзбурга, Олтаржевского, Щуко. 

Экспозиция содержит несколько разделов: территория парка до открытия Всероссийской выставки 1922 года, Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года, развитие парка после 1923 года, открытие парка культуры и отдыха (1928), развитие ЦПКиО в 30-х и 40-х годах XX в., развитие парка после 1943 года и современная российская временная архитектура. Кураторы выставки – Юлия Аксенова, Марианна Евстратова, Сергей Колузаков, Андрей Мизиано, Анастасия Тарасова, Ольга Трейвас и Ирина Чепкунова – собрали уникальный архивный материал и представили его с помощью интерактивных мультимедийных технологий. Многие фотографии, документы, макеты и чертежи никогда до этого не экспонировались и не публиковались.

В пространстве экспозиции создана атмосфера мастерской архитектора - с ярким локальным освещением, направленным на «кульманы» или стол с макетами.

Фото Андрей Чирков

 

Фото Андрей Чирков

 

Фото Андрей Чирков

Специальный раздел - «Современное временное», или Temporary Contemporary - в рамках выставки подготовила команда Премии АРХИWOOD. Куратор Николай Малинин и cокуратор Мария Фадеева показывают в нем наиболее любопытные образцы современной временной архитектуры, представляющей собой широкое экспериментальное поле. Сюжеты раздела сгруппированы вокруг нескольких ключевых тем: подвижность, изменчивость, экологичность, экономичность, уместность. Все эти темы, по мнению авторов, можно назвать наиболее актуальными для мировой архитектуры. Однако в России они реализуются пока лишь в малых формах, что ставит их в авангард процесса. Над дизайном раздела работали Александр Закс и Антон Милин. Продюсером и идейным вдохновителем проекта выступила Юлия Зинкевич.

Марина Звягинцева. Выход. Объект из проекта «Дом Художника. Южное Бутово/Спальный район». 2011

AБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE. Инсталляция «Штурм неба», Архстояние. Лето. 2012.

Бюро WOWHAUSE. Каток в Парке Горького. 2011

Команда «Лесоповал», Храм в антах. Фестиваль «Города 2012» на АрхФерме.

В течение всего периода работы экспозиции ( до 9 декабря 2012 года ) в павильоне будет действовать образовательная программа ЦСК «Гараж», включающая в себя цикл лекций и экскурсий. Вход на все мероприятия свободный. Расписание можно уточнить на сайте «Гаража» www.garageccc.com 

Павильон Шигеру Бана для «Гаража» и его итальянский предшественник

31.05.12
20:25

Главная новость уходящего дня – Шигеру Бан представил проект временного павильона ЦСК «Гараж» в Парке Горького. Предлагаем вспомнить реализованный объект японского архитектора, где тоже были бумажные трубы.

Пока Рем Колхас в сотрудничестве с русским архитектурным бюро Form Bureau  доводит до ума проект реконструкции здания в Парке Горького, где ЦСК  «Гараж» должен обрести постоянное пристанище, выставки и образовательная программа Центра будут проводиться во временном павильоне. «Шигеру Бан – известный мастер возведения уникальных зданий в кратчайшие сроки, и мы очень рады тому, что он нашел время и возможность для создания нашего временного дома в Парке Горького», - объясняет выбор архитектора основательница арт-центра Даша Жукова.

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012. Архитектор: Шигеру Бан

Овальное здание высотой 6 метров и общей площадью - 2 400 м²  должно быть построено недалеко от Пионерского пруда к сентябрю 2012 года. В плане оно представляет собой овал, в который вписан прямоугольник. Овал – стены из картонных труб.  Прямоугольный зал – конструктивное ядро здания. Шигеру Бан собирается использовать материалы местного производства – договориться с каким-нибудь бумажным комбинатом, возможно, в Санкт-Петербурге. Подобную схему он уже задействовали при строительстве Концертного зала в городе Л’Аквилле недалеко от Рима. Там он тоже использовал трубы, свернутые из плотной бумаги, а на каркас пошел металл из бывшей трамвайной остановки. Более подробно об итальянском проекте можно прочитать здесь.

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012. Архитектор: Шигеру Бан

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012

Фото Fabio Mantovani
Архитектор: Шигеру Бан. Концертный зал в Л'Аквиле. Италия, 2011

Фото Fabio Mantovani
Архитектор: Шигеру Бан. Концертный зал в Л'Аквиле. Италия, 2011

Фото Fabio Mantovani
Архитектор: Шигеру Бан. Концертный зал в Л'Аквиле. Италия, 2011

Фото: Николай Зверков. © Центр современной культуры «Гараж», Москва
Презентация временного павильона Центра современной культуры «Гараж», Москва, 2012. Даша Жукова и Шигеру Бан.

Официальный сайт ЦСК «Гараж»: http://archive.garageccc.com/

«Бумажная архитектура» Шигеру Бана

01.06.11
13:13

По проекту бюро Shigeru Ban Architects в городке Л’Акуиле, расположенном в 100 км к северо-востоку от Рима, построен временный концертный зал. В строительстве были использованы конструкции бывшей трамвайной остановки и переработанная продукция местного бумажного комбината.

История появления этого сооружения весьма драматична. 6 апреля 2009 года землетрясение мощностью 6,3 балла по шкале Рихтера фактически полностью разрушило исторический центр Л’Акуилы с населением около 74 тыс.человек. Три сотни человек погибли, а сам населенный пункт превратился в город-призрак. В числе прочих зданий в руины превратилась и бывшая церковь, перестроенная и приспособленная под концертный зал местной консерватории.

Шигеру Бан и его коллеги, а также волонтеры из числа студентов архитектурно-инженерного факультета университета Л’Акуилы совместными усилиями создали проект нового зала, конструктивной основой которого стал металлический каркас бывшей трамвайной остановки. Стены постройки (ее площадь составила 3 тыс. кв. м) сделаны из свернутой в трубы плотной бумаги, производимой на фабрике в окрестностях Л’Акуилы.

Предполагается, что этот проект послужит толчком для полного восстановления и реконструкции города. Местные власти планируют использовать «бумажную» достопримечательность для обучения студентов консерватории, проведения международных симпозиумов и тематических лекций.

Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com 

Фото Fabio Mantovani

Фото Fabio Mantovani

Фото Fabio Mantovani

Фото Fabio Mantovani

Фото Fabio Mantovani

 

Фото Fabio Mantovani

Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде

10.02.11
18:47
Категории: | События | Выставки

На фотовыставке в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева  современные сооружения из дерева будут показаны в парах с их «предками».

Выставка откроется 22 февраля. Идея принадлежит устроителям ежегодной премии АРХИWOOD, которую вручают за лучшее архитектурное сооружение из дерева.  Прием заявок на участие в очередном конкурсе в самом разгаре. А его оргкомитет  тем временем представляет проект о том, как «новое деревянное»  наследует и переосмысляет вековые традиции.


В основу экспозиции легли фотографии английского архитектора Уилла Прайса, автора книги Architecture In Wood (Thames&Нudson, 2005 год).  Он исследовал и фотографировал в разных странах  памятники деревянной архитектуры, преимущественно древние.  Выставка в МУАРе своеобразно дополняет и  развивает его историю. К каждому из строений, запечатленных Прайсом, с его согласия были подобраны пары - современные сооружения, снятые другими фотографами.  Прошлое и настоящее в проведенных параллелях может скрепляться отдельными  деталями, приемами строительства и декорирования (резьба, спираль) или глобальными темами и понятиями (прозрачность, атектоничность).


Как трансформировался «фахверк»? Где недавно использовался «лемех»? Что общего у музея современного искусства во Франции и японской пагоды? Выставка призвана убедить нас в том,  что древние законы деревянной архитектуры актуальны  и в нашем мире и  давно преодолели географические границы. Лучше всех ими владеют архитекторы, для которых дерево остается главным материалом, - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала.  Известны они и западным мастерам широкого профиля - Шигеру Бану, Тадао Андо, Петеру Цумтору, Ренцо Пьяно. Прекрасно умеют применять их на практике и наши зодчие – Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, Юрий Григорян, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, чьи cооружения также представлены на выставке. 


С 22 февраля по 22 марта,  «Флигель-Руина» Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Организатор AРХИWOOD, официальный сайт: www.arсhiwood.ru

Генеральный партнер проекта: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA)
Официальный партнер выставки: курорт «Пирогово»,
Соорганизатор: PR-агентство «Правила Общения»
Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии

Куратор – Николай Малинин

Уилл Прайс (фото слева); José Ulloa Davet (фото справа)
СПИРАЛЬ. Слева: лестница колокольни Петаявеси, Финляндия, архитектор Яакко Леппанен, 1821. Справа: жилой дом Metamorfosis-1, Касабланка, Чили. Архитекторы Хосе Уллоа Давет, Дельфин Динг, 2008.
На открывающей фотографии:
ДОМ НА ВОДЕ. Слева: хранилище скульптур Ват-Яй, Самутсонгкрам, Таиланд, XIX век. Справа: дом-эллинг, Московская область, курорт "Пирогово", архитекторы Тотан Кузембаев, Дмитрий Минкевич (АМ Тотана Кузембаева). Уилл Прайс (фото слева), Rob Parrish (фото справа).
 

Уилл Прайс (фото слева), Алексей Народицкий (фото справа)
ЛЕМЕХ. Слева: Покровская церковь, Кижи, Россия, 1764. Справа: мотель, Московская область, Лисья нора. Архитектор Светлана Головина ("Х.Y.Z"), 2007.

 Уилл Прайс (фото слева), HONKA (фото справа)
УГОЛ. Слева: традиционный тайский дом, Накхонпатхом, Таиланд, XIX век. Справа: загородный дом, Московская область, поселок Знаменское, Игорь Шашков, Ника Шашкова, Светлана Беднякова (AБ компании HONKA), 2007. 
 
  

Уилл Прайс (фото слева); Владимир Паперный (фото справа)

КУРОРТ. Слева: купальные кабинки, Брайтон, Мельбурн, Австралия, начало XX века. Справа: застройка Завидкина мыса, Москвовская область, курорт "Пирогово", архитектор Евгений Асс, 2005.




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey