TAG: Ирина Коробьина

От Чипперфильда ждут перемен

09.02.12
18:55
Категории: | События | Выставки

До 13-й архитектурной биеннале в Венеции еще полгода, но подготовка к главному профессиональному форуму уже идет полным ходом. Есть время вспомнить, каким он был в последнее десятилетие, и представить, что сейчас может измениться. Ирина Коробьина рассказывает о новом директоре выставки, а Григорий Ревзин - о том, что покажет в своем павильоне Россия.

27 декабря 2011 года совет Венецианской биеннале назначил директором архитектурной секции Дэвида Чипперфильда и возложил на него ответственность за проведение 13-й Международной выставки, которая пройдет с 29 августа по 25 ноября 2012 года. Выступая на пресс-конференции, новоявленный куратор сказал, что выставка «должна доказать существование богатой культуры архитектурной практики и проектирования». Таким образом, устроители заявили о своем стремлении вернуть биеннале в более жесткие профессиональные рамки.

Фото предоставлено пресс-службой биеннале
Архитектор Дэвид Чипперфильд, куратор 13-й венецианской биеннале
 

Начиная с 2000 года директорами преимущественно избирали теоретиков, историков архитектуры, известных критиков, соответственно концепция и экспозиция становились все более философски-абстрактными, и все менее практичными, снижая тем самым профессиональную ценность события. На 9-й выставке историк архитектуры Курт Форстер дал обзор основных течений в современной архитектуре, а в дальнейшем, как справедливо отметил Григорий Ревзин в своей статье «Малая земля – общая земля» (Газета «Коммерсантъ» 26.01.12), событие последовательно приближалось к биеннале художественным, когда экспозиция в основном состоит из инсталляций и перформансов, а архитектура оказывается где-то рядом. Собственно фраза «где-то рядом» (Out There) - это слоган выставки 2008 года, прошедшей под руководством критика Аарона Бецки. Возможно, интересная с точки зрения развития современного искусства, выставка Бецки, по мнению многих критиков, продемонстрировала ориентацию на богемную тусовку, чем нанесла значительный ущерб репутации Венецианской архитектурной биеннале. Ведь на этом форуме не только определяются основные тенденции в градостроительстве, архитектурном стиле и дизайне на ближайшие несколько лет, но инвесторы, девелоперы решают вопросы миллиардных вложений в реализуемые или планируемые проекты. И чем более экспозиция уходила в область отвлеченных размышлений, тем меньший она вызывала интерес среди профессионалов и, следовательно, становилась менее актуальной. Явный кризис 2008 года заставил Совет пересмотреть свою политику.

Инсталляция Amateur Architecture Studio. Decay of a dom. 2010 © Amateur Architecture Studio

В заключительном слове на встрече с журналистами 27 декабря 2011 года президент биеннале Паоло Баратта заявил, что «назначение в 2010 году директором Кадзуо Седзимы было поворотным моментом – выставка вернулась в руки профессиональных архитекторов, и ожидается, что  Дэвид Чипперфильд продолжит этот курс». Но вопрос – какой курс он должен продолжить?  Кураторскую экспозицию Седзимы только ленивый не обвинял во внеархитектурности. Главная интрига 13-й биеннале состоит  в том, удастся ли новому руководителю преодолеть тенденцию последнего десятилетия.
Авторитет Дэвида Чипперфильда  и у профессионалов, и у широкой публики в настоящий момент очень высок, его карьера находится на пике: в 2009-10 годах он получил целый ряд премий и званий, в 2011 году ему была вручена самая престижная награда Европы в области архитектуры – премия Миса ван дер Роэ. Поэтому назначение его директором 13-й Международной архитектурной выставки в Венеции – закономерно.

Photo: Giulio Squillacciotti, Courtesy: la Biennale di Venezia
Artiglierie. Arsenale. Зал венецианского Арсенала, где проходит биеннале

Однако, вопреки ожиданиям большей определенности темы и концепции биеннале, название «Common Ground» (общая земля, в пер. см. общий язык), озвученное на встрече 17 января с представителями стран участниц, осталось традиционно расплывчатым. Чипперфильд не повел жесткую политику, а лишь выразил надежду, что выставка поможет найти участникам общий язык в размышлениях об интеллектуальных и физических территориях, организуемых архитектурой. Правда уточнил, что термин «Common Ground» также подразумевает землю между зданиями, собственно то, что и является городским пространством. И высказал пожелание, чтобы проекты, представленные на биеннале дали основание для серьезного размышления о пространстве создаваемом зданиями, об участии архитектуры в создании политических, социальных и общественных зон в городской среде. Таким образом, выставка 2012 года продолжит развивать тему «Идентичности архитектуры и города», поднятую все тем же Чипперфильдом, когда он был куратором британского павильона в 2006 году.

Photo: Giulio Squillacciotti, Courtesy: la Biennale di Venezia
 
Зал Сorderie, венецианский Арсенал

Экспозиция, которую готовит Россия для 13-й архитектурной выставки в Венеции, удачно коррелирует с пожеланиями Чипперфильда. Григорий Ревзин, являющийся комиссаром российского павильона, сообщил, что наша страна представит проект Инновационного центра «Сколково». В данном случае совещательные функции комиссара были сведены к минимуму, так как решение было принято Министерством культуры и «спущено» сверху. Ревзин только выдвинул в качестве куратора  кандидатуру Сергея Чобана: «Сергей Чобан уже был одним из кураторов в 2010 году, поэтому он хорошо знает пространство павильона и условия, а также он сам участвовал в проектировании «Сколково». Внимание посетителей и участников выставки к российскому павильону может добавить тот факт, что Чипперфильд был отчасти вовлечен в создание наукограда нового поколения, он разработал для Сколково проект комплекса Сбербанка.
Сама же выставка обещает быть более представительной, чем предыдущие: заявлена 41 страна-участница, из них впервые выступят Косово, Кувейт и Перу.



 

Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева:


  « Я верю в Дэвида Чипперфильда. Действительно радует, что директором Венецианской биеннале вновь стал архитектор - не теоретик, а практик. Это не отменяет его глубокого понимания архитектурных традиций, но главное, что он профессионал, за которым много реализаций и реализаций умных. Впервые я столкнулась с ним, будучи в жюри конкурса по реконструкции Новой Голландии в Петербурге. Когда остальные участники предлагали свои варианты концепции проекта, Чипперфильд и его бюро показали ролик, который представлял, с кем он работает, какие у него есть возможности для реализации и для привлечения к этому проекту международной культурной элиты. Тогда казалось, что Чипперфильд подошел не серьезно, представив вместо идеи проекта свои связи. Однако сегодня, наблюдая его последние постройки в Германии, Великобритании и то, как он вел проектирование реконструкции театра в Перми, я понимаю всю необходимость встраивания значимых проектов в мировой культурный контекст. Чипперфильд в своей профессиональной деятельности исходит из собственных возможностей и местных условий, а не создает утопии. Думаю, это очень важно и для венецианской биеннале. Участие круга знаменитых героев мира архитектуры, с которыми дружит и сотрудничает Чипперфильд, в выставке, которую, как было заявлено, он планирует выстроить в форме диалога известных и молодых мастеров, придаст ей глубину и значительность»


Официальный сайт венецианской биеннале: www.labiennale.org

Музейный кластер у стен Кремля: за и против

25.10.11
14:23
Категории: | События | Хроника

В рамках Фестиваля «Зодчество 2011» состоялось общественное обсуждение концепции «Музейный кластер у стен Кремля». Проект представила директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Ирина Коробьина.

Во вступительном слове инициатором дискуссии были упомянуты главные проблемы центра Москвы: перегруженность транспортом, большое количество неухоженных, заброшенных территорий, точечная коммерческая застройка, уродующая лицо города, отсутствие комфортных пешеходных связей, удобной навигации и дизайна, адресованного человеку.

Предоставлено Музеем архитектуры им.А.В. Щусева

Между тем, речь идет об охранной зоне с многочисленными архитектурными памятниками и объектами культурного наследия. Среди них –  ГМИИ им. А.С.Пушкина, Румянцевский музей, Государственная библиотека им. Ленина, ЦВЗ «Манеж», Исторический музей, Музеи Кремля, Музей архитектуры им. Щусева.  

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

 
Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

 

Согласно представленной концепции, ключевые музеи, расположенные в центре, можно было бы объединить системой пешеходных маршрутов и арт-территорий в единый кластер  – общественное пространство высшего культурного статуса. Все вышеупомянутые объекты находятся в пешеходной доступности друг от друга. Между ними и сейчас есть система наземных и подземных связей, но на данном этапе она нуждается в переформатировании и благоустройстве.

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

К примеру, Музей архитектуры связан с Румянцевским музеем и Музейным кварталом, который сейчас формируется вокруг ГМИИ им. Пушкина, пешеходной осью Староваганьковского переулка. На нее предполагается нанизать дворики, оформленные артефактами МУАРа и инсталляциями современных художников. Так возник бы увлекательный маршрут, открывающий жителям и гостям столицы интереснейший, но ранее остававшийся без внимания, уголок старой Москвы.

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Связь Музея архитектуры и Библиотеки им. Ленина с Музеями Кремля могла бы представлять собой пешеходный пассаж. Подземный переход, ведущий от Воздвиженки к Александровскому саду, должен быть преобразован в подобие подземного Лувра в Париже. По мнению И. Коробьиной, вместо торговых ларьков «с пивом и пирожками»  уместнее организовать там культурное пространство, посвященное российской архитектуре,  –  с книжными и дизайнерскими магазинами, информацией для туристов, инфо-боксом по современному развитию столицы, литературой и мультимедийными изданиями по архитектуре и истории Москвы, качественными сувенирами и т.д.

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

 

В продолжение обсуждения архитектор и руководитель бюро «Меганом» Ю.Григорян рассказал о проекте депозитария-лапидария, разработанного для Музея архитектуры. Согласно проекту, на единственном свободном участке в Староваганьковском переулке предполагается строительство небольшого депозитария в виде бетонного стеллажа со стеклянным фасадом для хранения фрагментов разрушенных памятников архитектуры. Такое решение позволит пешеходам любоваться предметами из коллекции Музея прямо с улицы.

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

В общем и целом идея создания Музейного кластера у стен Кремля была поддержана специалистами, принимавшими участие в дискуссии, в их числе - исполнительным директором РГБ Гнездиловым В.И., заместителем директора по научной деятельности  ГМИИ им. А.С. Пушкина Толстым А.В., президентом Союза архитекторов России Боковым А.В. Некоторые сомнения в жизнеспособности концепции высказал только архитектурный критик Г. Ревзин: «Программа прекрасная. Проект Григоряна замечательный. Но ничего из этого не выйдет». И проблему он видит даже не в отсутствии финансирования. Каждый музей нуждается в немалых площадях под хранилища, куда простым жителям города вход закрыт. Через некоторое время центр столицы окажется загроможденным многочисленными складскими помещениями, что повлечет вытеснение пешеходов с маршрутов, предполагаемых концепцией кластера.

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
 
Слева направо: В. Фомин (Министерство культуры РФ), И.Коробина (Музей им. А.В. Щусева), Ю. Григорян (бюро "Меганом"), Г.Ревзин, архитектурный критик,  В. Гнездилов (PГБ).

А. Боков возразил ему, что не так уж много места займут эти хранилища, и они не сократят главный компонент кластера - доступное пешеходное пространство, которое хорошо бы выделить специальной плиткой и расширить, чуть-чуть ограничив дорожное движение. Президент Союза архитекторов России считает, что основная проблема - это неверие в хорошие проекты, в то, что они действительно нужны, а также непоследовательность действий. Но у данного проекта, надеется он, есть будущее: «Можно начать с Юриного «шкафчика» (лапидария, спроектированного Ю.Григоряном, - прим.ред.), благоустроить участок вокруг него, замостить, подсветить и планомерно действовать дальше». А.Толстой от лица ГМИИ им. А.С. Пушкина сообщил, что специалисты музея обдумывают идею открытого, доступного хранения, а также планируют создание библиотеки по искусству, где не нужно будет предъявлять «отношения» с профильных мест работы или учебы.

Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева


Подводя итоги обсуждения, И. Коробьина согласилась, что реализация концепции невозможна без внедрения нового сознания. Предлагаемая стратегия развития музейного комплекса, по ее мнению, способна повысить общую культуру городской среды и выступить гарантом ее устойчивого развития. Остается поверить и в слова Юрия Григоряна, заметившего, как важно публично озвучивать большие замыслы: «Когда мы что-то называем, это уже и есть начало проекта. Если общество узнает, что у него есть пространство, оно его обязательно захватит».

 

10 лет исполнилось Центру современной архитектуры

25.01.11
12:30
Категории: | События | Хроника

В честь юбилея в МУАРе открылись блиц-фестиваль "Ц:СА:10" и  выставка участников конкурсного проекта "Пространство современной архитектуры".

На праздничном вечере Ирина Коробьина, директор Центра, напомнила, для чего он создавался. Продвижение и популяризация актуальной архитектуры, консолидация профессионального сообщества, содействие развитию архитектурной мысли в России и укрепление международных связей - в этих целях устраивались лекции, семинары, выставки и конкурсы, проводились кинопоказы, издавались книги и снимались телепередачи. Всем этим Ц:СА будет заниматься  и в дальнейшем, но уже как одна из программ Музея Архитектуры имени A.В. Щусева.

Самые важные проекты прошлого десятилетия, среди которых - фестиваль уDUTCHная архитектура, конкурс PermMuseumXXI, Московский фестиваль архитектурных фильмов, отображены в мультимедийной инсталляции "Ц:СА:10". Видеоотчет о жизни Центра транслируется на 14 экранах,  размещенных в Аптекарском приказе до 27 февраля.

Здесь же выставлены лучшие работы конкурса "Пространство современной архитектуры". О том, как превратить в него всю Россию, размышляли молодые архитекторы из 19 стран мира. Их идеи оценивало международное жюри - Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян (бюро "Проект Меганом"), бюро MVRDV, Раймар фон Мединг (Reymar von Meding), Даниель Дендра (Daniel Dendra) и другие известные мастера. Авторы десяти конкурсных проектов получили право на персональную экспозицию в МУАРе в рамках  выставки, поддерживающей новую генерацию архитекторов (планируется этой весной), еще трое финалистов были награждены стипендиями Dessau Institute of Architecture.

сайт Ц:СА: archcenter.org

сайт МУАР: muar.ru

  Ирина Коробьина, директор Ц:СА и МУАРа, подводит итоги десятилетней работы.

Поздравить Центр пришли видные архитекторы и деятели культуры. На фото: Андрей Владимирович Боков, президент Союза Архитекторов России, и Кудрявцев Александр Петрович, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН)

Ирина Коробьина и архитектор Михаил Хазанов

Евгений Асс, председатель жюри конкурса "Пространство современной архитектуры", объявляет победителей.

Поздравления от коллег из Государственного центра современного искусства: Леонида Баженова, Елены Цветаевой, Михаила Миндлина.

Максим Малейн - лауреат конкурса  "Пространство современной архитектуры".  Его проект набрал наибольшее количество баллов.

 

Архитектор Борис Уборевич-Боровский

 Андрей Боков, Александр Скокан,Ирина Коробьина, Александр Кудрявцев

На планшетах вдоль стен - работы участников конкурса "Пространство современной архитектуры"

 Гости вечера получили в подарок книгу Ц:СА+5 - отчет о последней "пятилетке" Центра. На первом плане - фрагмент мультимедийной инсталляции Ц:СА:10.

 В каждом проекте выставки фигурирует карта России. Глобальный охват страны был обязательным условием конкурса "Пространство современной архитектуры".




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey