TAG: Премия Архсовета

Итоги Премии Архсовета Москвы-2017

22.12.17
11:07
Категории: | Новости | Архитектура

20 декабря в Москве прошла Церемония награждения победителей V ежегодной Выставки-конкурса Москомархитектуры с номинациями в области архитектуры и градостроительства – Премии Архсовета Москвы.

Открывая Церемонию награждения, Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, отметил, что Премия Архсовета позволяет анализировать общую картину, понимать те направления, куда движется архитектурная мысль.

«Архитектура – это один из самых сложных продуктов, создаваемых людьми. Успех этого продукта, в первую очередь, определяет профессионализм команды, которая его делает. Поэтому победителями в Премии Архсовета не становятся по случайности. Жюри оценивает претендентов по комплексу критериев, включающему оригинальность концепции, функциональность, интеграцию объекта в территорию застройки, влияние его на развитие городской среды. По проектам-лауреатам можно судить о развитии города, о потребностях горожан, смене приоритетов в отрасли», — заключил Кузнецов.

В номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объектов здравоохранения и образования» победило дошкольное образовательное учреждение на 220 мест (Варшавское шоссе, корп. 10). Проектная организация - ООО «Бюро», заказчик - ПАО «Группа компаний ПИК». Представитель проектировщика – Юлия Бурдова, основатель и партнер архитектурной мастерской Buromoscow, получая награду, сказала, что уровень архитектуры учебных заведений, создания школьной среды последнее время значительно вырос, несмотря на существенные ограничения по нормативам, что может быть свидетельством интереса общества, бизнеса и государства к образовательной сфере.

В номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта жилого назначения эконом-класса» победа досталась жилому дому в районе Очаково-Матвеевское. Проектная организация - ОАО «Моспроект-4», заказчик - АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов». Вадим Греков, управляющий директор «Моспроекта-4» в своем ответом слове отметил, что, в первую очередь, архитектура – это идея, красивая, талантливая, а главное - реализованная. «Приятно видеть, что в эконом-классе также появляются яркие комплексные проекты, меняющие городской ландшафт в лучшую сторону», - завершил свое выступление лауреат Премии.

В номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение жилого дома повышенной комфортности» победителем стал проект регенерации комплекса зданий с приспособлением под жилые квартиры на Большой Полянке. Проектная организация - ООО «Архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», заказчик - АО «Полянка». Получая приз, Александр Цимайло отметил, что основной задачей архитекторов при работе над проектом, стала задача «не испортить» имеющуюся фактуру здания и с уважением отнестись к уникальному месту будущей застройки.

В номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта офисного и административного назначения» приз Премии Архсовета получило офисное здание с подземной автостоянкой (район Беговой, Ленинградский проспект). Проектная организация - ООО «Проект СПиЧ», заказчик - ООО «Офис-центр. Получая приз, Анастасия Козырева, главный архитектор проекта, SPEECH, сказала: «Наш объект – очень маленький, особенно на фоне рядом стоящих зданий. Поэтому перед нами стояла задача сделать так, чтобы он был заметен. Судя по тому, что проект получает награду, мы нашли верное решение».

В номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта торгово-бытового назначения» победил многофункциональный торгово-сервисный центр (район Отрадное, ул. Декабристов). Проектная организация - ЗАО «Блэнк Архитэктс», заказчик - представительство компании «Вейкин Промоушнз Лиметед». В своем ответом слове Владимир Тихонов, главный архитектор проекта, сказал: «Наш объект имеет достаточно большое социальное значение. Он находится рядом с парком Отрадное. Поэтому при проектировании приходилось рассчитывать баланс между общественной и коммерческой функцией данной территории».

Острая конкуренция развернулась за победу в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта общественного назначения». Перед тем, как назвать имя победителя, Сергей Кузнецов отметил, что это – одна из самых сложных номинаций Премии, проекты которой должны учитывать множество факторов.

В результате победа досталось пансионату для детей с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями (поселение Внуковское, в районе п. Переделкино). Проектная организация - ООО «АБ «Рождественка», заказчик  благотворительный фонд  – «Подари жизнь». В своем ответном слове Григорий Мазманянц, исполнительный директор фонда, выразил надежду, что в пространстве пансионата, который придумали архитекторы, детям будет комфортно, и процесс выздоровления пойдет быстрее.

Помимо своей основной задачи – награждения победителей, Церемония Премии Архсовета стала местом подведения итогов года. Лауреаты и члены жюри поделились своим мнением о главных событиях отрасли. Анализируя тенденции уходящего года, Владимир Плоткин, главный архитектор и сооснователь ТПО «Резерв», отметил, что в 2017 году перемены пришли в архитектуру жилья эконом-класса. «Здесь, как в наиболее интересной и быстро меняющейся области будут оттачиваться навыки мастерства проектировщиков, и появляться интересные решения», – подытожил эксперт.

Сергей Кузнецов сказал, что 2017 год стал «урожайным» для городских перемен и громких проектов. Начавшись с Парка «Зарядье», программы реновации, год задал высокую планку на будущее. Однако, по мнению главного архитектора Москвы, 2018 год будет еще интереснее для архитектурной отрасли. «В 2017 году Премии Архсовета Москвы исполнилось пять лет, а это значит, что настало время проанализировать сделанное и переформатировать проект под новые задачи и реалии. Мэрия Москвы обратила на Премию внимание, и уже со следующего года она получит денежное подтверждение и высокий статус Премии мэра Москвы», –  заключил Кузнецов.

«Крайне важно, чтобы шедевры архитектурной мысли реализовывались и в социальном жилье»

18.12.17
12:14
Категории: | События | Интервью

Так полагает Вадим Греков, исполнительный директор «Моспроекта-4». Накануне V Юбилейной Премии Архсовета Москвы он поделился своей оценкой главных событий 2017 года, рассказал о возможностях и рисках программы реновации, а также диагностировал появление в отрасли здравого архитектурного смысла.

Вадим Греков, исполнительный директор «Моспроекта-4»

- Вадим, давайте попробуем подвести итоги уходящего года в архитектурно-градостроительной отрасли. Какие события представляются вам наиболее важными и интересными для Москвы?

- На мой взгляд, 2017-ый год стал логичным продолжением предыдущей «пятилетки», когда город повернулся лицом к архитектуре и почувствовал в ней необходимость. Не просто в строительстве квадратных метров и ТЭПов, а в наполнение их качественными архитектурными решениями.

- Город – это кто в данном контексте?

- Город – это бизнес-среда, в которой за последние годы здесь был настроен такой механизм отбора и оценки градостроительных объектов, благодаря которому архитектура стала востребованной у тех, кто ее делает, и тех, кто ее заказывает. Сегодня становится все более дурным тоном делать некрасивые здания. Конечно, деловая среда состоит из разных людей, со своими субъективными вкусами, и каждый мог бы их перенести на проект, однако сейчас для этой субъективности остается меньше возможностей, и в отрасли начинает преобладать здравый архитектурный смысл.

Одним из фильтром здесь является Москомархитектура, которая отбирает и корректирует градостроительные решения. Однако и сами девелоперы стали проводить все больше конкурсов: как внутренних, так и международных. Во главу угла уже не ставится погоня за самыми дешевыми квадратными метрами. Даже если экономические аспекты проекта весомы, вопросы архитектуры в нем также становятся востребованными и значимыми.

- Получается, что основанием для перемен становится не финансовая, не юридическая, а этическая конструкция, когда строить некрасиво – неприлично?

- Да, пока это так. Понятно, что профессиональная этика – слишком хрупкий механизм регулирования, который может развалиться в любой момент. Но сейчас баланс между хорошей архитектурой и экономическими «хотелками» и вкусами вдруг стал перевешиваться в сторону архитектуры. Богатый инвестор уже не принимает решение в пользу своего вкуса и своей экономики, а привлекает для этого профессиональное сообщество. Это чрезвычайно важно. Ведь долгое время считалось, что тот, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Чего в случае с городским пространством не может быть. В архитектуре инструментом принятия решения оценки должно быть, на мой взгляд, только экспертное сообщество, в виде жюри конкурса или того же Архсовета.

- Каков ваш личный список главных проектов года, отвечающий критериям «здравого архитектурного смысла»?

- Не буду, наверное, оригинален, если начну с Парка «Зарядье». Несмотря на множество критики и неоднозначных оценок, которые сопровождают этот проект, я оцениваю его как невероятный прорыв в градостроительстве: от идеи до воплощения. То, что в центре города дорогая земля превращена в парк и наполнена только общественной функцией с минимумом коммерческого содержания – это уже одна победа. То, что проект сделан максимально приближенным к выигранной в результате конкурса концепции - это другая победа. Кроме «Зарядья», в 2017 году прошли другие очень интересные конкурсы по застройке крупных территорий в Москве, в частности, могу отметить конкурс по участку Тушинского аэродрома, куда также были привлечены звезды первой величины. Были и иные локальные конкурсы, под которые организовывались профессиональные команды жюри, прозрачные процедуры оценки, все было на высоком уровне проведено и принято.

Интересно будет смотреть, что будет с этими проектами дальше, поскольку любой архитектурный конкурс – это поединок между архитекторами и девелоперами. Последние уже в процессе реализации начинают осознавать, что можно было бы сделать дешевле, эффективнее с точки зрения ТЭПов, и, к сожалению, забывают ту эйфорию, которая была при принятии решения. Иногда девелопер в этом поединке побеждает. Иногда – проигрывает. И мы все знаем авторов, которые несмотря ни на что, добиваются реализации своего проекта!

Перечисляя значимые события года, невозможно пройти мимо программы реновации. Думаю, что ни в Москве, ни в мире не было сопоставимых по масштабу затей: когда в единицу времени ставится задача перестроить 20% городской территории. Сразу же возникла необходимость разрушить кучу стереотипов – не столько архитектурных, сколько ментальных. Я немало общаюсь с людьми и знаю, что даже те, кто живет в совсем ветхих «хрущевках», тоже активно сопротивляются.

- Программа реновации разделила Москву – как экспертную, так и обывательскую – на два лагеря. Что с этим делать?

- Любые масштабные перемены порождают противоборствующие лагеря. Всегда кто-то принимает сторону «оппозиции», а кто-то начинает толкать идею вперед. Другое дело, что дальше эти лагеря начнут биться на под-лагеря, процесс дробления продолжится и развалится до «молекулярного» уровня. И это, наверное, хорошо, потому что тогда обсуждение локализуется на отдельных площадках, связанных с судьбой конкретного дома.

- Сейчас все немного придавлены масштабом?

- Отчасти это действительно так. Одни видят в реновации чисто материальный раздел, другие думают, что остались не у дел, а мимо проплыл такой пароход. В целом, я позитивно оцениваю тот факт, что общество разделилось. В спорах рождается истина. Многие, как мне кажется, просто не понимают и не принимают масштаба. Даже нам, в компании, которая занимается социальной архитектурой, трудно поверить, что город потянет программу, что найдется столько профессиональных команд, которые смогут это реализовать.

Если же перейти от опасений к обсуждению концептуальной составляющей программы реновации, то здесь, на мой взгляд, речь идет о том, о чем уже не один год говорят профессионалы: о создании и масштабировании модели «города в городе». Предполагается, что в каждую из локальных сред будет внесена так называемая «третья» функция. Окраины перестанут быть просто «спальными» кварталами, их придется наполнять, отчасти, возможно, искусственно досуговыми, культурными, образовательными функциями, создавая самодостаточные микро-системы, которые дадут возможность людям жить на своей территории, получая все блага цивилизации, а также возможности приложения своих сил.

- Идея децентрализации Москвы уже несколько лет обсуждается профессиональным сообществом в режиме «много слов, мало дела». Если она не прижилась до реновации, почему она будет реализована во время нее?

- Потому что до реновации возможности создать что-то подобное фактически и не было. Создавались только локальные жилые комплексы, которые могли быть прообразом (очевидный пример – «Микрогород в лесу»), но глобальной средой это не стало. В таком масштабе это никто не пробовал. Все разговоры были теоретическими и аналоговыми. Аналогов в мире мы знаем много: начиная от Барселоны, заканчивая Веной, которая активно реновировалась. Везде можно посмотреть, как это работает, и увидеть, что там, где это хорошо и красиво, там удалось создать микро-среды, в какой-то степени самодостаточные.

Архитектура в создании таких социальных микро-городов выходит на первый план. Потому что неудачно сделанная архитектура будет убивать всю идею. И мастерство архитекторов, которые будут в этом участвовать, должно быть на первом плане. Только «звездная», мастерски сделанная архитектура, может сформировать новую жилую среду. К сожалению, этого пока ни город, ни будущие переселенцы не понимают в достаточной степени. Социальная архитектура – это очень сложная проектировочная, градостроительная задача. Когда власти европейских городов думают о реновации промзон или иных отслуживших свой век городских сред, они проводят самые интересные конкурсы на тему социальной архитектуры.

Москва, как мне кажется, тоже может пойти по этому пути. Пример тому – конкурс на пять площадок реновации, которые проводит сейчас Москомархитектура. В нем участвуют российские и мировые «звезды». Мы там со Стивеном Холлом выступаем по участку на Вернадского, бюро Захи Хадид сделало невероятно красивый проект. Среди конкурсных работ есть супер-практичные проекты, имеющие право на жизнь, а также супер-арт-проекты, которые выглядят, на первый взгляд, утопично и «бумажно», но которые, как мне кажется, нужно попробовать реализовать во чтобы то ни стало на нескольких площадках в Москве, чтобы были такие маячки. Мне кажется крайне важным, чтобы шедевры архитектурной мысли реализовывались не только в элитных девелоперских историях, но и в социальном жилье. Это обеспечит прорыв темы реновации.

- Давайте включим в сферу нашего разговора конечных потребителей архитектурного продукта программы реновации – собственно жителей. Их планируется стройными рядами препроводить в светлое арт-пространство и приказать там жить и быть счастливыми?

- Я много общаюсь не только с горожанами, но и с префектами тех районов, где наша компания будет заниматься проектами реновации, и вынужден констатировать, что для людей, которые прожили на одном месте 50 лет, все это настолько непривычно, неожиданно, что уже только поэтому воспринимается в штыки. И здесь, конечно, очень важно доверие к тому, кто будет реализовывать проекты, а также его возможности к убеждению и разъяснению. Самое трудное – это объяснять людям, что такое качественная архитектура. Они говорят: а мне не нравится! Мы пытаемся объяснять, что, дескать, есть же жюри, эксперты, которые являются продвинутыми архитекторами, и которые говорят, что это – красиво. Люди выслушивают и в ответ: «А мне все равно не нравится!». Здесь конечно мы вступаем в спор с общекультурным уровнем и привычкой отрицать любые перемены, и это придется как-то преодолевать.

- Программа реновация - проект долгий, разговор у всех со всеми предстоит не всегда лицеприятный и бесконечный. Вы полагаете, у лидеров реновации хватит ресурса годами вести диалог с горожанами?

- Одни архитекторы вряд ли смогут вытянуть этот разговор. Мне кажется важным, чтобы инициатива диалога с горожанами шла от города. Представителям власти придется найти в себе силы и ресурсы, чтобы сдерживать волну «нездорового» народного сопротивления и как-то ее преодолевать, а не идти на поводу. Возможно, придется, в том числе, и «силой» защищать те архитектурно-градостроительные решения, в которые они сами верят, продолжая, тем не менее, этот диалог. Хотя бесконечным он не будет. На стадии проектирования, например, он утихнет очень быстро. Мы знаем на практике, что один, два раза все собрались, на третий раз придет половина, на четвертый – не придет никто.

Однако диалог с горожанами вспыхнет с новой невероятной силой, когда начнутся первые котлованы. Будут валить строительные заборы, возмущаться каждым спиленным деревом. То, насколько это выглядит красиво на выставке проектов реновации в Доме на Брестской, настолько же будет неудобно, некомфортно для людей во время строительства. Как в данной ситуации вести диалог, я, честно говоря, мало представляю. У города просто не будет такого количества сил, чтобы реагировать на все точечные очаги возмущения, связанные с программой реновации, которые потенциально могут возникнуть. Эти риски никто не анализировал в таком масштабе.

На мой взгляд, плотность в программе все-таки преувеличена по отношению к тому, как могло бы быть. Идеальная реновация была бы в масштабе 1:1,5. Тогда можно было бы активно использовать малоэтажную застройку, которая всегда более человечна. Но понятно, что у Москвы просто нет таких экономических ресурсов. Поэтому, наверное, все это как-то считалось, что и привело к появлению того коэффициента плотности, с которым нам всем придется иметь дело, и каких-то условных ограничений по высоте – до 14 этажей. Хотя я, как практик, понимаю, что в ряде случаев это будет невозможно, придется делать плотнее и строить выше – просто, чтобы решить первоначальные задачи по расселению. Это уже вызовет сопротивление!

- Программа реновации отчасти закрыла тему Новой Москвы, которая сразу стала не интересной. Поскольку способы принятия стартового решения в обеих историях были похожи, возникает вопрос: не произойдет ли нечто подобное снова?

- Реновация, можно сказать, вбила последний гвоздь в «крышку гроба» Новой Москвы. Конечно, у девелоперов пропал интерес заниматься удаленными территориями, когда в самой столице открываются такие привлекательные площадки, которые со временем превратятся в квадратные метры. Сейчас складывается впечатление, что одна программа заменила другую. Мне кажется, что программа реновации будет все-таки реализована, несмотря на все риски. Главное, чтобы в процессе реализации не потеряли качество, не кончились деньги, и не махнули бы рукой, сказав: «Все, хватит, теперь будем строить панельки!». Это будет, конечно, трагедия для города.

Как будет устроено управление данным процессом, как будет работать архитектурный фильтры – этот вопрос стоит очень остро. Создается Фонд реновации, обсуждались еще какие-то организации, но мне кажется, что этого не просто мало, а не в ту сторону. Я, со своей стороны, говорил о создании прикладного института реновации, который в качестве единого центра одновременно занимался бы исследованиями, архитектурой и технологиями, потому что, если все это отдать на откуп в разные концы, то будут проблемы при «сшивке» решений. Речи о создании такой организации пока не идет, потому что все, наверное, сочтут ее еще одним обременением для городской структуры. Но если ничего подобного не будет создано, то получится как в басне «Лебедь, рак и щука»...

На фото вверху и внизу: Моспроект-4.  Жилые дома и комплекс апартаментов на Большой Серебрянической набережной. Проект на стадии экспертизы.

- Чем 2017 год запомнится для вашей компании?

- За этот год нам удалось существенно продвинуть несколько своих проектов. Например, квартал на Большой Серебрянической набережной, который сейчас выходит из экспертизы. Или наш объект в Филях на Береговом проезде (на территории бывшей промзоны), по которому мы получили все разрешения и уже ведем активное строительство. Общая его площадь – 200 000 кв. м., некоторые корпуса уже находятся на уровне 4 этажа. Это – абсолютно социальное жилье, но нового типа. Нам здесь удалось протолкнуть идею интеграции в жилую среду пресловутой «третьей» функции, которая делает ее самодостаточной. То есть мы создали полноценный и при этом относительно дешевый квартал на берегу Москвы-реки практически в центре города.

На фото вверху и внизу: Моспроект-4. Жилая застройка с комплексным благоустройством, Береговой проезд (Фили, Москва), в стадии строительства.

А главное событие года лично для меня заключается в том, что я поверил: в рамках социального, массового жилья можно бесконечно совершенствоваться, ставить интересные архитектурные задачи и решать их, не вылезая ни за бюджет, ни за нормативы, ни даже за страшное слово «квартирография». Мы сейчас придумываем каждый раз, как в рамках этих исходных заданий, создать комфортную жилую среду, чтобы люди чувствовали себя людьми, со своей индивидуальностью, а не некой массой, которая погружена в очередную жилую застройку. Сейчас я понимаю, как это сделать!

СПРАВКА:

V Юбилейная Премия Архсовета Москвы состоится 20 декабря 2017 года в «Доме на Брестской» (ГБУ «Мосстройинформ, 2-ая Брестская, д.6). За победу будут бороться лучшие проекты, получившие утвержденное архитектурно-градостроительное разрешение (АГР) в 2017 году. Отбор традиционно проводится в 6 номинациях: жилой дом эконом-класса; жилой дом повышенной комфортности; объект образования и медицины; объект общественного назначения; объект офисного и административного назначения; объект торгово-бытового назначения. В состав жюри Премии входят члены Архсовета Москвы, ведущие архитекторы столицы, руководители крупнейших проектных бюро и иностранные эксперты под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Беседовала: Оксана Надыкто

Фото предоставлено: Архсовет Москвы

Иллюстрации к проектам предоставлены: Моспроект-4

 

Сохр

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

«Будем надеяться, что мастера останутся зрячими…»

15.12.17
12:35
Категории: | События | Интервью

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков подводит итоги «архитектурного года» в преддверии V Юбилейной Премии Архсовета Москвы, которая состоится 20 декабря в «Доме на Брестской».

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков – сторонник радикальных методов в реновации, противник привлечения публики для принятия архитектурных решений. Он с иронией относится к молодым специалистам и со скепсисом – к уровню российской архитектуры в целом. Накануне V Юбилейной Премии Архсовета Москвы Николай Иванович поделился своей оценкой главных событий отрасли 2017 года и все-таки нашел поводы для оптимизма в 2018 году.

Часть 1. «Будем надеяться, что мастера останутся зрячими…»

- Николай Иванович, какими знаковыми проектами и событиями запомнился лично Вам 2017 «архитектурный год»? Начнем с Москвы. Что нового, с вашей точки зрения, произошло в городе, что может повлиять на дальнейшее его развитие?

- Пожалуй, я могу отметить два важных для меня проекта 2017 года. Первый – это ввод в эксплуатацию северного участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена: станции «Фонвизинская», «Бутырская» и «Петровско-Разумовская». Почему для меня это значимо? Во-первых, потому, что я их проектировал, во-вторых, проектировал очень много лет, что, впрочем, характерно для большинства работ над метрополитеном. В-третьих, я очень доволен этими тремя станциями. Просто с годами складывается понимание, какую именно ты архитектуру делаешь, почему и для кого, когда ты за каждую линию несешь ответственность. В этом смысле все три станции сделаны с толком, чувством, расстановкой, причем, именно в той авторской архитектурной стилистике, которую я последнее время пропагандирую и считаю перспективной. Для публики и для себя лично я сформулировал этот стиль как «черно-белая графика». Речь идет об очень жесткой архитектуре, безо всяких «женских начал». Этот стиль подпитан такими мастерами, как Николай Ладовский. Это не означает, что никакую иную архитектуру я не принимаю, просто я мыслю именно такими категориями.

Станция «Бутырская»

Cтанция «Фонвизинская»

Второй объект года, который нельзя не упомянуть, это, конечно, «Зарядье». Парк давно ждали, и не зря – получилась такая сумасшедшая история, которая достойна центра Москвы. «Зарядье» вполне органично соседствует и с Красной площадью, и с Собором Василия Блаженного, с которым по своему архитектурному «сумасшествию» они близки. В проекте парка есть несколько загадочных ситуаций, пусть и не бесспорных, но говорящих о том, что проект делали мастера. Однако, если вспомнить историю зодчих (или одного зодчего, по разным летописным источникам) Постника и Бармы, которым после строительства Собора Василия Блаженного Иван Грозный велел выколоть глаза, то будем надеяться, что с «Зарядьем» такого не случится, и мастера останутся зрячими.

- Каково ваше отношение к тому, как принималось решение о концепции парка и его реализации?

- Разумеется, я высоко оцениваю этот проект. Разве возможно сказать о нем плохо, когда решение о «Зарядье» принималось на самом высоком уровне города и страны?

-Кажется, применительно к данной теме метафору с выколотыми глазами какой-то степени вы адресуете и себе? Что ж, не будем рисковать вашим зрением. Тем более, что итоги года можно подводить разными способами. Например, в виде новых имен на архитектурной сцене. Появились ли какие-то молодые команды, за деятельностью которых вам интересно наблюдать?

- Если продолжить разговаривать про зрение, то что-то у меня, действительно, с ним плоховато, поскольку последнее время я не наблюдаю тех молодых дарований, которые должны были бы появиться на небосклоне. Более того, я вижу, что то, что делают сегодня молодые архитекторы, не совсем, к сожалению, профессионально.

- Обоснуйте, пожалуйста, свою позицию.

- Дело в том, что профессия свелась к рисованию картинок. У большинства молодых архитекторов просто нет подготовки, нет школы. Потому что архитектором, на самом деле, становятся не в МАРХИ, где получают только начальные представления о том, как устроено проектирование. Профессионалом становятся только по «месту прописки». Вот он, условно говоря, распределился куда-то, начал работать. И если он попал не в опытный, высококлассный коллектив, то толку не будет никакого, а тем более, если выпускник организовал какую-то свою контору, как сейчас часто бывает. Если молодого специалиста опытный профессионал не взял за руку и не повел по этой архитектуре, то ничего не получится, человек так дальше и будет – умело или не очень рисовать картинки. А картинки – это не архитектура. Архитектура – это слишком объемная и глубокая профессия, где нужно понимать абсолютно все.

Современные ребята занимаются по сути книжной графикой, «бумажной» архитектурой. Когда они берутся за большие проекты, я понимаю, что им нужно еще лет 10 работать, чтобы соответствовать таким задачам, чтобы на нормальном языке разговаривать со своими же коллегами. Здесь у молодых есть простой выбор: либо они «в песочнице» играют с такими же пацанами, либо общаются с профессионалами на профессиональном языке. Конечно, есть надежда, что кто-то из них вырастет до мастеров, я не так уж пессимистично смотрю на новое поколение. Но сегодня я их как архитекторов не вижу. Давайте обоснуем эту позицию дефектом моего зрения.

Часть 2. Бульдозером по пятиэтажкам!

- Анализируя 2017 год в архитектурно-градостроительной Москве, невозможно пройти мимо темы реновации. Как вы относитесь к этой истории?

- Я выскажу, наверное, непопулярное мнение, но, уверен, что мы сейчас мало занимаемся реновацией. В том плане, что обсуждаем полумеры. Моя позиция радикальная: нужно взять бульдозеры и пройтись по всем пятиэтажкам! Не может Москва жить в той архитектуре, которой являются пятиэтажки. Я знаю, что такой позиции практически никто не придерживается, но такова уж моя планида. Я считаю, что все это нужно снести, а на месте снесенного построить те самые, удивительные и сказочные города, в которых и должен жить нормальный человек.

- Сейчас Ваша позиция, действительно, выглядит, радикальной, потому, что официально декларируются более мягкие сценарии реновации, предполагающие внимательное отношение к сложившейся жилой среде и мнению граждан. Или вы предполагаете, что со временем закончатся силы и средства на «терапевтические» методы, и мы перейдем к «хирургии» и бульдозерам?

- Возможно и так. Что касается участия в программе реновации граждан, то это – очень опасный момент. Я категорически против того, чтобы выносить на публичное обсуждение на площадки подобные «Активному гражданину» профессиональные вопросы, такие как архитектура. Это слишком сложная тема даже для специалистов, а уж выносить на публику и получать потом непонятную обратную связь – это вообще никуда не годится! На любом конкурсе, любое профессиональное жюри, которое назначено или избрано, если принимает какое-либо решение, то оно за него и отвечает. А если после решения жюри все это выноситься на «Активный гражданин», где по своим абсолютно непрофессиональным, нелепейшим представлениям об архитектуре, выносят определенный вердикт, то результат будет просто чудовищным. Можно обсуждать с народом название улицы или цвет скамейки, но не нужно дискутировать, где именно и какое архитектурное сооружение должно стоять. Это – прерогатива профессионалов.

- Не считаете ли вы, что уже поздно ограничивать публику в высказываниях? Люди, пользуясь социальными сетями, которые каждого обывателя сделали «архитектурным критиком», активно выражают свое мнение. Так случилось с тем же парком «Зарядье» или памятником Калашникову…

- Речь не идет о том, чтобы вообще не давать народу слова или не прислушиваться к его гласу. Просто на народное обсуждение надо выносить не профессиональные темы, а те вопросы, которые позволят людям «выпустить пар». Если же публика сама выражает свое мнение, как в случае с «Зарядьем», то нужно просто терпеть, не огрызаться ни в коем случае. Терпение и труд – вот и весь рецепт. А с Калашниковым, к сожалению, надо поступить радикально.

- В 2017 году в архитектурно-градостроительной сфере прошло немало конкурсов, профессиональных премий. Как вы относитесь к данному инструменту расстановки акцентов в профессии? Насколько он объективен и эффективен?

- Союз архитекторов России постоянно занимается конкурсами и премиями, используя этот механизм для различных «отметок», поощрений и фиксации интересных направлений. Это – полезно для отрасли и приятно для тех, кого отметили. По крайней мере, институт профессиональных премий снижает процент потенциальных суицидов среди авторов.

- То есть премии и конкурсы в данном контексте – это профилактика «климата» в отрасли?

- Можно и так сказать. Я всегда поддерживаю такие мероприятия. Правда, не всегда надеясь, что победит сильнейший.

- Почему?

- Конкурсы проводятся для разных целей. Каждый из них – конкурс еще и внутри себя. Нужно не только наградить лучших, но и «потрепать по щечке» тех, кто в этом нуждается, с точки зрения организаторов. Один из самых объективных, на мой взгляд, конкурсов – это «Золотое сечение», когда профессиональное сообщество отмечает труд лучших архитекторов, своих собратьев по цеху, когда полностью отсутствует какая-либо конъюнктура и предвзятость, а критерии оценки - талант и профессионализм.

Часть 3. «Панель» придавила нашу архитектуру…»

- Перейдем от новостей архитектуры Москвы к России. Что здесь, как президент Союза архитекторов, вы можете отметить, анализируя уходящий год?

- Современной архитектуры России в принципе не существует. Есть отдельные мастера, которые в виде исключения иногда получают какие-то уникальные заказы, и достаточно грамотно их реализуют. Примеры этому, к сожалению, локализуются в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, в других городах ничего выдающегося, как правило не наблюдается. Дело в том, что в нашей стране полностью отсутствует архитектурная политика. Власть мыслит категориями шестидесятилетней давности, той самой «панелью», которая благополучно придавила нашу архитектуру, которая по сей день под ней и лежит. Союз пытается сейчас на всех уровнях объяснить, и донести до всех, что с такой архитектурой страна развиваться не может и не должна. Хотим жить хорошо и достойно – нужно заниматься архитектурой.

- Речь идет о многострадальном Законе об архитектурной деятельности?

- В том числе и о нем. Концепция закона об архитектуре в настоящее время находится в Минстрое. 20 декабря мы ее будем обсуждать. На следующий год, надеюсь, его будут принимать в Госдуме.

- В завершении поделитесь Вашими прогнозами на будущее? Куда движется архитектурная мысль? Следуете ли Вы за ней или со свойственной Вам иронией, наблюдаете за этим движением?

- Союз никогда не стоит в стороне и не наблюдает за процессом, он всегда в гуще событий. Архитектура – очень инертная отрасль. Изменения в ней происходят десятилетиями. Прямо завтра светлого будущего не наступит. Но я надеюсь, что, шаги, которые мы все (Академия Архитектуры, НОПРИЗ, Союзы Архитекторов) предпринимаем сейчас, приведут к некоторым просветлениям в отрасли. Это дает повод для оптимизма!

СПРАВКА:

V Юбилейная Премия Архсовета Москвы состоится 20 декабря 2017 года в «Доме на Брестской» (ГБУ «Мосстройинформ, 2-ая Брестская, д.6). За победу будут бороться лучшие проекты, получившие утвержденное архитектурно-градостроительное разрешение (АГР) в 2017 году. Отбор традиционно проводится в 6 номинациях: жилой дом эконом-класса; жилой дом повышенной комфортности; объект образования и медицины; объект общественного назначения; объект офисного и административного назначения; объект торгово-бытового назначения. В состав жюри Премии входят члены Архсовета Москвы, ведущие архитекторы столицы, руководители крупнейших проектных бюро и иностранные эксперты под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Фото предоставлены пресс-службой Союза Архитекторов России.

Беседовала Оксана Надыкто

 

Сохранить

Сохранить

Сохранит

Сохранить

Сохранить

Сохранить





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey