TAG: Музей современного искусства "Гараж"

Диалог о городе с куратором предстоящей архитектурной биеннале в Венеции

26.10.15
20:30
Категории: | События | Дискуссии

28 октября в Музее «Гараж» Алехандро Аравена и Кирилл Асс обсудят социальные проблемы, порождающие ту или иную архитектурную форму, высокую востребованность современной архитектуры и свойственные ей черты «нового язычества». 

Алехандро Аравена

«Есть несколько битв, которые необходимо выиграть, и несколько рубежей, которые необходимо отстоять, чтобы повысить качество городской среды и, вследствие этого, качество жизни горожан, — говорит Аравена, комментируя концепцию предстоящей Венецианской биеннале. — Мы бы хотели, чтобы посетители 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции увидели именно это: истории успеха, которые стоит рассказать, и образцовые примеры, которыми стоит поделиться. Это те примеры, в которых архитектура меняла, меняет и будет продолжать менять среду, выигрывая все новые битвы и защищая все новые рубежи».
Отдельная тема, которую затронут участники, — эстетика советского послевоенного модернизма и связанная с ним система расселения в крупных городах.


Алехандро Аравена — куратор 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Автор книг «Los Hechos de la Arquitectura» (2002), «El Lugar de la Arquitectura»(2002), «Material de Arquitectura» (2002) и монографии «Elemental» (2002). На 11-й Венецианской биеннале (2008) бюро Аравены Elemental выиграло «Серебряного льва» за проект функционального и лаконичного жилого комплекса для мексиканского города Монтеррей.  


Кирилл Асс — художник и архитектор, сотрудник бюро Александра Бродского, преподаватель школы МАРШ. Сокуратор выставок «АрхМосква» 2003–2004 годов. Автор выставок «Палладио в России» и «Простота». Архитектор выставок «Кунсткамера Яна Шванкмайера» (2013), «Взгляни в глаза войны» (2014), «Современники будущего» (2015).

При поддержке Форума и Шоу технологий «Открытые инновации».

Среда, 28 октября, 20:00

Вход свободный, необходима регистрация:
https://garagemca.timepad.ru/event/257975/

Осень в «Гараже»

26.10.15
19:24
Категории: | События | Выставки

30-31 октября в Музее современного искусства в Парке Горького пройдет конференция «Долгая счастливая жизнь. Построение и осмысление советского города. С 1956 года и до наших дней».

Архитектор: Г. Джабуа. Водный павильон, Боржоми/Грузия, 1965
 

Конференция «Долгая счастливая жизнь» является частью трехлетнего проекта Музея «Гараж», посвященного советскому модернизму и разработанного под руководством международного советника Музея «Гараж» Георга Шолльхаммера.
В 1955 году было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое открыло новый путь и возможности для советской архитектуры приобщиться к мировому процессу, пережить опыт интернационального модернизма и создать образ современного города, в котором мы существуем сегодня. Участники конференции предложат свои толкования советского модернизма, его эстетики и стилистики, идеологических установок и экономических идей, культурных образов и социальных сил, стоявших за ним.
В ходе конференции философы, культурологи, историки искусства и архитектуры, социологи, действующие архитекторы, специалисты в области media studies представят широкий диапазон явлений в области архитектуры и градостроительства советского модернизма, а также способы их научного освоения.

 

Архитектор: С. Кюркчян. Проект подземной урбанизации по улице Абовяна, Ереван/Армения, поздние 1970-е

 
 

Участники конференции:
Юрий Аввакумов, Ричард Андерсон, Эльке Байер, Александр Бикбов, Анна Броновицкая, Николай Ерофеев, Ольга Казакова, Март Кальм, Вольфганг Киль, Жан-Луи Коэн, Дэвид Кроули, Алессандро де Маджистрис, Феликс Новиков, Алексей Радинский, Александр Свердлов, Сергей Ситар, Стивен Харрис, Оуэн Хезерли, Борис Чухович.
 
Вход свободный, по предварительной регистрации.
Регистрация — до 28 октября.
Пятница, 30 октября — суббота, 31 октября 2015

Западная галерея

 

Луиза Буржуа. Клетка (Шуази), 1990–1993. Мрамор, металл и стекло. 306,1 x 170,2 x 241,3 см. Коллекция фонда Glenstone
Фото: Максимилиан Гойтер, © The Easton Foundation / Лицензия РАО

С миром архитектуры пересекается и масштабная выставка «Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки». Многие работы знаменитой американской художницы французского происхождения (1911 – 2010)  представляют собой суггестивные архитектурные пространства, отсылающие к театру, психоанализу, феминизму и в то же время — к глубоко личным переживаниям автора. В 1940-х Буржуа стала одним из первопроходцев жанра инсталляции. В 1990-х, в возрасте восьмидесяти лет, расширила границы скульптуры, создавая эмоционально заряженные «Клетки», объединяющие в себе множество разных значений — от биологической клетки живого организма до тюремной камеры или монашеской кельи. В трактовке художницы замкнутые, изолированные пространства являлись метафорами внутреннего мира.

Первая в Москве ретроспектива Луизы Буржуа объемлет более 80 произведений: инсталляции, ранние скульптуры, картины и рисунки.

Луиза Буржуа.Внутри и снаружи, 1995. Металл, стекло, гипс, ткань и пластик. Клетка: 205,7 x 210,8 x 210,8 см. Пластиковая скульптура: 195 x 170 x 290 см. Коллекция The Easton Foundation. Фото: Максимилиан Гойтер, © The Easton Foundation / Лицензия РАО

25 сентября 2015 — 7 февраля 2016
Центральная и Восточная галереи, ЛАБ, Атриум



О других событиях осени в «Гараже»: http://garageccc.com/ru

Музей паркового типа

17.06.15
14:20

Открывшееся в парке Горького основное здание музея современного искусства «Гараж» —  исключительный арт-объект Рема Колхаса (ОМА) в неброской и с виду недорогой упаковке.

Фото: Нина Фролова

10 июня реконструированное здание бывшего ресторана «Времена года» (построено в 1968 г.) в новом — музейном — качестве представили прессе, 12 июня его официально открыли для публики. Роль этого проекта для Москвы трудно переоценить: после небольшой паузы и продуктивного, но компактного существования во временном павильоне там же, на территории ЦПКиО, обрела постоянное пристанище институция, в 2008-2010 годах прививавшая москвичам любовь к современному искусству масштабными, мирового класса экспозициями в «Бахметьевском гараже». Учредивший центр современной культуры «Гараж» фонд Дарьи Жуковой стал проводником значимых архитектурных свершений в столице: на первом месте проживания отреставрировал памятник конструктивизма — шедевр Константина Мельникова, после переезда в парк Горького позвал строить временный павильон именитого японского мастера Шигеру Бана и вот дал возможность реализовать свои идеи в Москве, где, как известно, архитекторам-иностранцам пока не очень везет, другому притцкеровскому лауреату —  Рему Колхасу.

Фото: Нина Фролова

Фото: Нина Фролова

Для 70-летнего нидерландского архитектора этот проект стал логичным продолжением деятельности в России: сотрудничество с «Эрмитажем», кураторство учебной программы института «Стрелка», в частности, направления «Сохранение». На примере здания «Гаража» он наглядно проиллюстрировал свои убеждения: сохранения достойны не только выдающиеся сооружения, но любые носители духа времени. В этом смысле заурядному, хоть и некогда популярному, объекту общепита сказочно повезло: не все кафе и рестораны превращаются в центры культуры, и далеко не все здания тех лет, даже признанные критиками и историками архитектуры шедеврами совмодернизма, удостаиваются такого отношения и внимания.

Фото: Нина Фролова

Фото: Екатерина Шалина

Подумать только: когда-то мозаики типа уцелевшего крупного фрагмента «Осени» из «Времен года» мозолили глаза в различных общественных учреждениях и никак не считались высоким искусством, а это панно возили на реставрацию в Венецию вместе с оставшимся в интерьерах глазурованным кирпичом и зеленым кафелем. А  затем собрали все в том же виде, в каком нашли, не дополняя новыми аналогичными деталями до утраченного целого. И теперь этот изумрудный кафель, «островками» перемежающийся с грубой кирпичной кладкой, выглядит, (и тут особую роль играет специфическая светотень), не менее ценным декором, чем изразцы XVII века.

Фото: Нина Фролова

Фото:Екатерина Шалина

Под потолками, раскрытыми до ребристых бетонных перекрытий,  —  светлые полосы простого кирпича — там была обшивка, прятавшая коммуникации. Теперь часть их — трубы отопительной и охлаждающей системы — открыта взгляду, что вряд ли смутит целевую аудиторию «Гаража», познавшую толк в лофтах.

Фото: Нина Фролова

Фото: Нина Фролова

Нельзя сказать, что прием расчистки и укрепления каркаса, вскрытия слоев и консервации обнаруженного — нечто принципиально новое для практики реконструкций в Москве. Вспоминается недавняя работа бюро Wowhaus над «Электротеатром Станиславского», впрочем, эта команда тоже имеет отношение к институту «Стрелка», и то, что ей могут быть близки какие-то позиции Колхаса,  — не удивительно. Однако Wowhaus имел дело со зданиями первой половины XX века, где многое было признано предметом охраны. Колхас же преподнес как ценность останки сооружения, в котором никакой особой ценности не видели, показал, как можно актуализировать архитектурное наследие советского прошлого.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой "Гаража"

Оболочку здания он переосмыслил скорее функционально, чем эстетически — эстетически новая равнозначна прежним незамысловатым фасадам. Была прямоугольная «стекляшка» на ножках, сейчас вместо нее — коробка из поликарбоната. Прежде открытая летняя площадка между опорами здания визуально частично так же осталась открытой — теперь она обрамлена стеклянными и деревянными cтенами и наполнена не только сервисными (гардероб, кафе, лекционный зал, книжный магазин), но и выставочными функциями: в атриуме, пронизывающем три этажа, можно устанавливать высокие объекты. Прозрачная часть цоколя связывает музей с окружением и пропорционально «работает» в человеческом масштабе.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Верхний «футляр» из поликарбоната, прорезанный ленточным окном, переходящим с длинной стороны на торцевую , — на первый взгляд, выглядит вызывающе просто, недорого и недолговечно, заставляет сравнивать здание с гигантской пластиковой коробкой и, кажется, противоречит самой идее музея — надежного хранения, храма искусств. Даже если речь идет о сломавшем этот стереотип современном искусстве, рубеж XX-XXI веков приучил нас к тому, что для арта строят либо здания-аттракционы, порой затмевающие формой содержание, либо интровертные, функциональные объемы, концентрирующие энергию на экспонатах. И вроде бы новый «Гараж» можно отнести к последним, но его парадокс в том, что запредельно лаконичный контейнер содержит интерьер, который как упорядоченное «мусорное пространство» в трактовке Колхаса стал главным арт-объектом и постоянным экспонатом этого музея. Своего рода эффект «Бильбао», вывернутый наизнанку. Заставить воспринимать обыденное как искусство — ход авангарда, напомнил в своей рецензии Григорий Ревзин («Утопия советской пивной, «КоммерсантЪ»). Илья Мукосей  провел параллель с провокационным реди-мейдом Дюшана («Сегодня — это вопрос?» Archi.ru)

Фото: Екатерина Шалина

Нам видится здесь еще одна, хронологически более близкая и адекватная времени рождения «Времен года» параллель — западный поп-арт 1960-х, когда искусством объявлялось все, что художникам попадалось под руку, в том числе всякий мусор, а любимым материалом стал пластик. В этом смысле произведение «советского поп-арта» —  панно «Осень», украшавшее ресторан, получило весьма органичную упаковку. И очень естественно живут в этой упаковке открывшие выставочную программу психоделические, иллюзионистские комнаты японки Яёи Кусамы, подъем которой на мировую арт-сцену тоже пришелся на 60-е.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

И гармонично играют на втором этаже в пинг-понг посетители. Не исключено, что многие завсегдатаи парка Горького, внимание которых к новому зданию, возможно, привлекли деревья, задрапированные «мухоморными» полотнами Кусамы, зашли внутрь из чистого любопытства и восприняли проект Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?»  как еще одну обычную, только крытую, площадку для настольного тенниса, а комнаты Кусамы — только как аттракцион с зеркалами, где получаются классные селфи.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Сейчас «Гараж» Колхаса внутри и снаружи гениально соответствует genius loci парка Горького. Лучшей территории для популяризации современного искусства — а это ключевая цель «Гаража» как институции — в Москве не найти. Для затравки кураторы логично выбрали зрелищные, интерактивные и познавательные проекты, отсылающие ко временам молодости здания.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Как будут чувствовать себя и восприниматься «герметичные», сложные вещи, здесь, в общем контексте парка, не располагающем к размышлениям о серьезном, покажет время. Оно же выявит поведение поликарбоната — скептики предсказывают, что через два года фасадные панели неприятно пожелтеют, а оптимисты говорят, что это не простой «тепличный», а высокотехнологичный, дорогой материал, и он соответствует «не временному» статусу здания.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Внешность здания сильно зависит от нюансов естественного освещения. Иногда солнечные блики придают нейтральной молочной поверхности жемчужную переливчатость.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Между двумя слоями поликарбонатной оболочки, обеспечивающей интерьер мягким, рассеянным светом, спрятано вентиляционное оборудование.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Нина Фролова

Приветливый и гостеприимный вид прямоугольному блоку, издалека кажущемуся стальным (особенно, когда пасмурно) и герметичным, старается сообщить поднятая над входом панель. С противоположной стороны обещают установить такую же.

Фото: Нина Фролова

Музейное пространство развивается на четырех уровнях. Первый этаж —  холл-атриум, гардероб, книжный магазин, кафе с отреставрированной мебелью советских лет, подсобные помещения. На втором этаже выставочное пространство, лекторий, проектная и детская комнаты. На третьем этаже расположены четыре зала, мастерская и офисные помещения. На крыше – открытая площадка с деревянным настилом.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"
Зона кафе

Фото: Екатерина Шалина
Открытые детские мастерские - по выходным в холле

Фото: Нина Фролова
Терраса на крыше

Некоторые выставочные площади оснащены подвесными панелями, при необходимости они опускаются, формируя белые кубы и дополнительные поверхности для крепления произведений. 

Территория вокруг здания осмысляется как продолжение музея.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Проект Реконструкции — ОМА.

Сопровождение проекта в России — BuroMoscow.

Проект озеленения — бюро Alphabet City Анны Андреевой.

Благоустройство площадки вокруг музея  — бюро «Проект Меганом».

Над материалом работали: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова

Редакция благодарит за любезно предоставленные фотографии шеф-редактора портала Archi.ru Нину Фролову

 Официальный сайт: http://garageccc.com/ru







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey