TAG: Vitra Design Museum

Баухауз#все это дизайн

26.09.15
18:11
Категории: | События | Выставки

Масштабной выставкой «Баухауз #всеэтодизайн» Музей Дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне впервые представляет исчерпывающий обзор дизайна Баухауза. 26.09.2015 – 28.02.2016

Йоханнес Иттен. Цветовой круг.  Веймар, 1921. Литография, 47,4x 32,2 cm. Cобрание Vitra Design Museum, © VG Bild-Kunst Bonn, 2015

Экспозиция включает в себя множество редких, зачастую ранее не демонстрировавшихся экспонатов из областей дизайна, архитектуры, искусства, кино и фотографии. Одновременно выставка проводит параллель между дизайном Баухауза и полемикой и тенденциями в современном проектировании, а также работами сегодняшних дизайнеров, художников и архитекторов. Таким образом выставка «Баухауз #всеэтодизайн» раскрывает удивительную актуальность легендарной культурной институции сегодня. В числе художников и дизайнеров Баухауза, чьи работы представлены на выставке, такие мастера, как Марианна Брандт, Марсель Бройер, Лионель Файнингер, Вальтер Гропиус, Василий Кандинский и другие. Современный раздел включает в себя работы Олафа Николая, Адриана Зауэра, Энцо Мари, сэра Нормана Фостера, Opendesk, Константина Грчича, Хеллы Йонгериус, Альберто Меда и Джерши Сеймура.

 

Адриан Зауэр (Adrian Sauer). Комната для всех, 2015, © VG Bild-Kunst Bonn

Миссией институции Staatliches Bauhaus (нем. «Государственный Дом Строительства»), основанной Вальтером Гропиусом в 1919 году в Веймаре, было воспитание дизайнеров нового типа. Учащиеся Баухауза приобретали ремесленнические и художественные навыки наряду со знаниями о человеческой психике, процессе восприятия, эргономике и технологии; этот набор дисциплин продолжает определять профессию дизайнера и по сей день. Помимо этого, само понимание концепции дизайна в Баухаузе наделяло дизайнеров широкими творческими полномочиями: они должны были не просто создавать предметы для повседневного использования, но и принимать активную роль в улучшении общества. Данный подход Баухауза наметил очертания концепции всеобъемлющего понимания дизайна, которая сегодня с новой силой приобретает актуальность. Такие ключевые понятия современности, как социальный дизайн, открытый дизайн или дизайн-мышление, представляют собой возобновление дискуссий о том, каким образом дизайнеры могут поместить свою работу в более широкий контекст и помочь развитию общества. В этом актуальном ракурсе выставка рассматривает Баухауз как комплексную, многомерную «лабораторию модернизма», имеющую тесные связи с современными тенденциями дизайна.

Портрет Отти Бергер на фоне фасада Баухауса, 1931, photo: unknown (attributed to Judit Kárász) © Bauhaus-Archiv Berlin (BHA)

Выставка состоит из четырех тематических разделов и открывается обзором исторического и социального контекста, в котором происходило становление Баухауза. Второй раздел исследует как «иконы», так и менее известные объекты мастеров Баухауза, а также историю их зарождения на стыке искусства, ремесла, технологии и индустрии. Следующая часть экспозиции обращается к теме пространства и демонстрирует, какое количество разнообразных специалистов привлекалось к формированию теории дизайна в Баухаузе – включая театральных художников, архитекторов с их рассуждениями о минимальных жилищах, а также художников, развивавших теории цвета и пространственные модели. С этой точки зрения Баухауз предстает как, по сути, первый художественный «тотальный эксперимент» периода модернизма, исследующий проникновение дизайна во все сферы жизни.

Курт Шмидт с Ф.В. Боглер и Г. Телтшер (Schmidt with F.W. Bogler and G. Teltscher), «Mechanical Ballet«, 1923, New Production Theater der Klänge, 2009, photo: O. Eltinger

Марианне Брандт (Marianne Brandt). Студент на одном из балконов Баухауза Дессау, ок 1928/1929, © VG Bild-Kunst Bonn, 2015

Завершающий раздел выставки посвящен коммуникативной деятельности Баухауза, от типографики и выставок до экспериментального киноискусства и фотографии, а также мифов и клише, которые зачастую создавались намеренно и продолжают окружать Баухауз и по сей день. Современный взгляд на феномен Баухауза достигается за счет сопоставления на протяжении всей экспозиции исторических экспонатов эпохи существования школы и работ современных дизайнеров. В их числе изготовленные с использованием цифровых технологий предметы мебели студий Minale-Maeda и Front; серия мебели Hartz IV Ван Бо Ле-Менцеля; манифесты таких дизайнеров, как Хелла Йонгериус и Opendesk; интервью с такими мастерами, как сэр Норман Фостер, Энцо Мари, Sauerbruch Hutton, арт-директор Boss Womenswear Ясон Ву, а также посвящения-оммажи Баухаузу авторства Майка Мейре, Studio Miro, Dokter and Misses и других дизайнеров.

 

Марсель Бройер (Marcel Breuer), кресло «Василий» B 3 (known as Wassily Chair), 1925, Collection Vitra Design Museum, photo: © Vitra Design Museum, Jürgen Hans

Алессандро Мендини (Alessandro Mendini), кресло «Василий» , 1983, Sammlung Vitra Design Museum, photo: © Vitra Design Museum, Jürgen Hans

Современные экспонаты дают представление о широком спектре влияния, которое продолжает оказывать Баухауз в самых разных областях – от автомобильного дизайна Mercedes-Benz до серии мебели из трубчатого металла Pipe (2009) Константина Грчича для Muji и Thonet, вдохновленной Марселем Бройером. Особая роль среди современных работ, представленных на экспозиции, отводится четырем проектам, выполненным непосредственно для этой выставки лейпцигским художником Адрианом Зауэром, художником-концептуалистом Олафом Николаем, а также Джозефом Грима и Филиппом Освальтом, которые одновременно являются архитекторами и авторами.

Ханнес Мейер (Hannes Meyer), Co-op room, Basel, 1926, © Archiv ETH Zürich 

 

AYRBRB, Home '14: Pavilion, based on Hannes Meyer's Co-Op room, 2014, © AYRBRB

Сопоставление исторических и современных экспонатов позволяет увидеть новую, более детальную картину дизайна родом из Баухауза. Она порывает с распространенным клише о том, что так называемый «баухаузовский» дизайн был
главным образом минималистичным, холодным и геометрическим, и демонстрирует огромный интерес дизайнеров Баухауза к общественным взаимосвязям, экспериментам и процессам. Благодаря продвижению открытой концепции дизайна, Баухауз сыграл решающую роль в формировании «вездесущности» дизайна сегодня. Выставка вскрывает удивительные параллели между множеством современных дискуссий в области дизайна и теми, что играли центральную роль в Баухаузе и были посвященытаким темам, как возможности новых производственных методов и материалов, роль дизайнера в обществе или преимущества междисциплинарного сотрудничества. Это нашло отражение и в подзаголовке выставки, который приглашает посетителей и читателей поделится своим собственным мнением.

Still from Minecraft: Titan City By Colonial Puppet, 2014, contribution by Joseph Grima, Space Caviar

Дополнением к выставке «Баухауз #всеэтодизайн» служит более чем 400-страничная монография, включающая в себя обширный иллюстрированный каталог, статьи таких известных авторов, как Артур Рюег и Патрик Росслер, а также глоссарий ключевых концепций и терминов, имеющих отношение к дизайну Баухауз. Современный взгляд на Баухауз расширяет и углубляет ряд высказываний известных дизайнеров, художников и архитекторов со всего мира, включая сэра Нормана Фостера, Тобиаса Ребергера, Арика Леви и Хеллу Йонгериус, чьи идеи, проекты и научные работы отражают современное представление о Баухауз.Выставка «Баухауз #всеэтодизайн» подготовлена Музеем Дизайна Vitra и Художественно-выставочной Галереей Федеративной Республики Германия (Bundeskunsthalle). Вслед за премьерой в Музее Дизайна Vitra выставка откроется в Bundeskunsthalle в Бонне весной 2016 года. Куратор выставки – Йоланте Кюглер.

Alma Siedhoff-Buscher, Bauhaus blocks set, 22 parts, © Naef, photo: Heiko Hillig


http://www.design-museum.de/en/sprachmicrosites/russian.htm 

 

«Алвар Аалто – Вторая натура»

07.08.14
21:48
Категории: | События | Выставки

Музей дизайна Vitra готовит ретроспективу творчества мэтра финской архитектуры. С 27.09.2014  по 01.03.2015

© Alvar Aalto Estate / Alvar Aalto Museum, Фото: Eino Mäkinen
Алвар Аалто в своем кабинете, 1945

В конце сентября в «заповеднике» современной архитектуры и дизайна Vitra Design Museum, что в Вайле-на-Рейне, откроется грандиозная выставка Алваро Аалто (1898–1976).

 © Alvar Aalto Museum, Foto: Eino Mäkinen, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Библиотека в Выборге, 1927-35

Кураторы Йохен Айзенбранд и Катарина Пакома задались цель представить исчерпывающий обзор жизни и творчества мастера, обаяние произведений которого со временем, кажется, только набирает силу. В экспозиции – около 20 архитектурных моделей, около 50 оригинальных чертежей, 40 предметов мебели, 20 осветительных  приборов и 10 изделий из стекла. Плюс исторические снимки и, особая гордость организаторов, снимки современного немецкого фотографа Армина Линке, сделавшего целую серию «портретов» зданий Аалто. Собранные материалы – из разных источников, главный –  Фонд Алваро Аалто.

©Armin Linke, VG Bild-Kunst, Bonn 2014
Библиотека в Выборге

Алвар Аалто предстает в экспозиции в самых разных своих амплуа. Как ведущий представитель «антропоцентричного модернизма», приверженец органических форм, первоиспытатель свойств натуральных материалов. Он не просто проектировал здания, интерьеры и предметы, но стремился создать для человека близкую к природе, здоровую, естественную и продуманную до мелочей среду обитания, которую можно было бы назвать «второй натурой». Об этом рассказывают и примечательные ранние творения (здание библиотеки в Выборге (1927-35), и известные проекты «зрелого периода» (Культурный центр в Вольфсбурге (1958-62), и культовые поздние вещи (дворец «Финляндия» в Хельсинки (1975), спроектированный в последний год его жизни, и здание оперы в Эссене, строительство которого было завершено лишь после смерти Аалто в 1988 году).

©Armin Linke, VG Bild-Kunst, Bonn 2014
Библиотека в Выборге

 © Alvar Aalto Museum, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Туберкулезный санаторий в Паймио, 1928 - 33

Помимо «хитов», выставляются и малоизвестные вещи – экспериментальный дом в Мууратсало (1952-53). Освещается вклад Аалто в проектирование стандартизированного многоквартирного жилья — он, в частности, разрабатывал сборные системы застройки в Финляндии. Влияние Аалто распространялось далеко за пределы Финляндии, в экспозицию включены и его проекты для  Италии, Швейцарии, Франции, Германии и США.

© Alvar Aalto Museo, Foto: Esto Photographics, Ezra Stoller/Esto Photographics Inc., VG Bild-Kunst, Bonn
Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939

Фото: Armin Linke, Bild-Kunst, Bonn, 2014
Экспериментальный дом, Мууратсало, Финляндия, 1952

Стараясь достичь единства внешнего облика зданий и их наполнения, архитектор создал собственную мебельную фирму Artek, которая и сегодня, уже в составе компании Vitra, выпускает предметы по его проектам. Выставка, естественно, подробно освещает и этот раздел творческой биографии.

© Alvar Aalto Museum, Foto: Karl und Thelma Toelle, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Жилой дом в Берлине, 1955–1957

© Armin Linke, 2014, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Maison Louis Carré, Bazoches-sur-Guyonne, Frankreich (1956–1959, 1961–1963)

 © Alvar Aalto Museum, Foto: Leonardo Mosso, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014 
Культурный центр в Вольфсбурге (1958-62)

Экспозиция прослеживает взаимодействие Аалто с другими деятелями культуры и искусства его времени –  Ласло Мохой-Надем, Ханс (Жан) Арпом, Александром Кальдером и Фернаном Леже, вскрывает связи между их идеями, передает восприимчивость Аалто к кинематографу, музыке, современному искусству.

 © Alvar Aalto Museum, Foto: Rune Snellman, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Концертный зал в Хельсинки, 1962–1971

 © Alvar Aalto Museum, Foto: Heikki Havas/VG Bild-Kunst, Bonn
Жилая комната в Maison Louis Carré, Bazoches-sur-Guyonne, Frankreich,1956–1961

 © Alvar Aalto Museum, Artek Collection, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Эйно Аальто, супруга Алваро Аалто, соосновательница компании Artek, в кресле Paimio, 1930er Jahre. Фотомонтаж.

 © Vitra Design Museum, Alexander Vegesack, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
Ваза Savoy,1936

 © Alvar Aalto Museum, photo: Mikko Hietaharju/ VG Bild-Kunst, Bonn, 2014
План и цветовая схема Туберкулезного санатория в Паймио, 1928

© Alvar Aalto Museum / VG Bild-Kunst, Bonn, 2014*
Эскиз Иранского музея современного искусства в Ширазе, 1969–1970

Выставку дополняет обширный каталог объемом более шестисот страниц, содержащий, помимо прочего, статьи десяти авторов, таких как, например, Еева-Лииса Пелконен, Акос Моравански и куратор Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) Педро Гаданьо, интервью с Кеннетом Фрамптоном и Алваро Сиза, а также развернутый указатель многочисленных, ранее не выставлявшихся оригинальных чертежей и архитектурных моделей из архива музея Алвара Аалто.

 © Schildt Foundation, photo: Göran Schildt
Aalto on his boat Nemo Propheta, 1960s

Официальный сайт: www.design-museum.de





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey