TAG: Фаршид Муссави (Farshid Moussavi)

Архитектура как коммуникация

17.04.13
12:38
Категории: | События | Интервью

На деловой форум «Дни КНАУФ», проходивший в начале апреля, приезжала архитектор Фаршид Муссави, руководитель британского бюро Farshid Moussavi Architects. Она прочла лекцию и дала эксклюзивное интервью Archplatforma.ru, в котором подробнее рассказала о своем творческом методе и участии в конкурсе на проект Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ.

Госпожа Муссави, как бы вы определили роль архитектуры в современном обществе? 

 

Я убеждена в том, что архитектура действительно может улучшить человеческую жизнь и нашу среду обитания. Архитектура – это смесь эстетики и политики, и обе эти составляющие оказывают огромное влияние на социум. Однако роль ее будет значимой лишь в том случае, если удастся наладить связь между людьми и зданиями. Наиболее актуальная проблема современной архитектуры - организация коммуникации между объектом  и урбанистическим контекстом, а также между зданием и человеком как пользователем архитектуры. 

 

Как эта проблема решается в ваших проектах?

 

Приведу в пример один из недавних объектов - магазин одежды и текстиля John Lewis в британском Лестере. В городе Лестере весьма многочисленная индийская община, и на улицах часто можно встретить индианок, одетых в сари. Для фасадов мы выбрали из архивов заказчика паттерн, похожий на узоры их тканей. А в основе архитектурной концепции лежит идея «сети», узорчатой мембраны, которая пропускала бы солнечные лучи, но в то же время создавала в интерьере атмосферу приватности. Так мы постарались подчеркнуть взаимосвязь между спецификой бизнеса заказчика, архитектурой и характерной визуальной составляющей городской среды. 

 

Фото Peter Jeffree
 

Узор, внедренный между двумя пластинами зеркального стекла, формируется четырьмя панелями разной толщины и разной степени проницаемости.  В отличие от куска ткани «зеркальный» паттерн не плоский, а объемный. Он, меняющийся в зависимости от положения солнца и времени суток, является катализатором процесса взаимопроникновения культурных традиций и архитектурного контекста. Зеркальная мембрана и есть архитектурная ткань. Впрочем, как вы понимаете, простым людям это было не интересно, их привлекал фасад, отражающий все происходящее. Мне доставило огромное удовольствие рассматривать со стороны людей, останавливающихся возле здания и подолгу рассматривающих свое отражение, силуэты прохожих и проезжающих машин. Так горожане взаимодействуют с городом.

Фото Satoru Mishima
 

Фото Satoru Mishima

Говоря о зеркальном отображении среды, нельзя не упомянуть еще один ваш объект, Музей современного искусства в Кливленде. 

Да, я воспринимаю эту работу как очередной этап преобразования традиционного музея с анфиладой залов в сложное нелинейное пространство. Фасады постройки, отделанные  полированной до зеркального блеска черной нержавеющей сталью, можно назвать интерактивными.  Они  отражают картинки городской жизни: куски урбанистического пейзажа, мчащиеся машины, пролетающих птиц. Динамичные искаженные изображения создают параллельную реальность. А искаженные они потому, что средняя часть панелей нержавейки рельефная, а не плоская. 

 

Фото Stephen Gill
Музей современного искусства в Кливленде. Подробнее об объекте читайте здесь

Фото Dean Kaufman

Сегодня в своей лекции на форуме вы упоминали об опыте создания интерактивного общественного пространства…

…вернее, о превращении монументального специфического  объекта  в такое пространство. Да, действительно. Речь идет о проекте портового терминала в Йокогаме, за который бюро получило награду Британского королевского института архитектуры. 

  

Фото Satoru Mishima
Портовый терминал в Йокогаме. 

Фото Satoru Mishima

Фото Satoru Mishima
Портовый терминал в Йокогаме. Фрагмент интерьера. 

В этой работе мы стремились понять, где заканчивается архитектура и начинается человеческий опыт.  Вот вам любопытная цифра: по подсчетам администрации порта, за год территорию терминала общей площадью около 50 000 кв. м, в том числе и зеленую зону на крыше, посещает 2 миллиона не пассажиров, а обычных жителей Йокогамы и гостей города. Они рисуют, музицируют, читают книги, дышат воздухом, общаются: еще одна цепочка «город-объект-человек». Никто их не зазывает сюда, люди приходят сами, у них уже выработалась хорошая бытовая привычка. 

Над чем вы сейчас работаете? 

Это жилой комплекс La Defense в Париже общей площадью 11 300 кв.м. Мы продолжаем  исследование темы открытости объекта мегаполису. При проектировании я и мои коллеги решили использовать такой прием: блоки этажей сдвинуты друг относительно друга под разными углами. Так различные уровни постройки приобретают визуальную связь в вертикальной плоскости, а над лоджиями возникают консольные козырьки, обеспечивающие защиту от прямых солнечных лучей. Что касается городских видов, то они становятся частью интерьера здания благодаря щедрому остеклению лоджий и балконов.

 

Проект жилого комплекса La Defense в Париже.

 

Вы расстроились, когда поняли, что победа в конкурсе на проектирование Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ досталась другому бюро? Многие считают ваш проект весьма достойным…

Нет, я не очень расстроена. Это же конкурс, все может случиться! Честно признаться, слишком мало времени у нас было для подготовки проекта. Может быть, именно это сыграло свою роль.  Почему здание, которое будет стоять много-много лет, необходимо придумать всего за месяц? В любом случае, я хотела бы что-нибудь построить в России в будущем.

Совместный проект бюро Farshid Moussavi Architects и архитектурного бюро «Рождественка». Подробнее о конкурсе читайте здесь

Какой стратегии вы придерживались в процессе проектирования объекта? 

Здесь речь идет даже о двух стратегиях. С одной стороны, мы старались придумать здание, которое бы полностью удовлетворяло условиям конкурса. А с другой, хотели выработать инновационное планировочное и функциональное решение интерьера.  По нашему замыслу, гибкое внутреннее пространство центра разделено на несколько зон с отдельными входами; главная зона, что-то вроде амфитеатра-атриума, обеспечивает визуальную связь между остальными функциональными блоками.  Атриум активный, динамичный, не пустующий. 

 

А почему вы использовали скругленный объем, этот купол, в котором некоторые критики разглядели традиционный элемент храмовой архитектуры? 

 

Понимаете, у архитектора всегда в голове не одна ассоциация, их несколько. Вот вы говорите про купол церкви, но ведь купольные элементы присутствуют и в общественных зданиях вроде цирков, и в научных учреждениях.  Даже в дизайне всяких хитрых приборов есть сферические части. Идея купола возникла после тщательного изучения окружающей застройки. Мы хотели, чтобы здание было средоточием внимания, чтобы оно было доступным со всех сторон. А какая структура может все это обеспечить, если не скругленная? Это был бы не простой, а высокотехнологичный купол, который проектировался с учетом погодных условий, снежных зим, например. Ну и так далее. Мы хотели поиграть с эффектом центрифуги, когда элементы обшивки закручиваются вокруг объема и возникают эти диагональные спуски, как бы приглашающие зрителей в путешествие по периметру здания. 
 

У вас есть любимые формы и материалы?  

Нет. Как архитектора меня интересует не форма как таковая и не материал как таковой, а то, что можно сделать с формой и материалом. Мы проектируем самые разные здания. К примеру, музей в Кливленде обшит черной зеркальной нержавейкой, а социальный жилой комплекс в Мадриде отделан древесиной бамбука. Черпать вдохновение можно в любом материале или структуре. Форма обычно проистекает из специфики объекта, но это не значит, что нужно пассивно идти вслед за ней, подчиняться ей. Ведь форма – только один из ингредиентов проекта. 

Какой же материал вы планировали использовать для здания просветительского центра? 

Нержавеющую сталь. Но это мог быть и алюминий с таким же успехом. В общем, что-то легкое, изготовленное заводским способом и собранное прямо на месте. Впрочем, ведь это всего лишь идея, она нуждалась в доработке. Я привыкла воспринимать любую свою идею не как панацею или конечный пункт мыслительного процесса, а как эпизод, эскиз, влекущий меня на следующую ступень понимания архитектуры. Ну, а уж если идея оказалась плодотворной, удачной, значит, так тому и быть! 

 

 Официальный сайт архитектурного бюро: farshidmoussavi.com

 

Дни КНАУФ

26.03.13
12:28
Категории: | События | Лекции
3 и 4 апреля в подмосковном Красногорске пройдет деловой форум «Дни КНАУФ», посвященный будущему современной архитектуры в контексте новых технологий, материалов и методов проектирования. На архитектурной конференции выступят известные зарубежные архитекторы: Фаршид Муссави (Farshid Moussavi Architecture) и Каспер Йоргенсен (3XN).
 
Первый день, 3 апреля, будет посвящен проблемам строительной отрасли. Состоится конференция на тему использования инновационных стройматериалов и технологий. Первый вице-президент Союза строителей России Григорий Веретельников расскажет о состоянии и перспективах профессионального образования в строительной отрасли нашей страны. Президент Союза проектировщиков России Виктор Новоселов проведет круглый стол по теме «Инновационные строительные материалы и технологии: их влияние на развитие градостроительства и городской среды».
 
 На 4 апреля намечена дискуссия с участием Президента Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА), Президента Союза архитекторов России Андрея Бокова и главного редактора журнала «Проект Россия» Алексея Муратова. Главное событие второго дня форума - конференция под названием «Игра с архитектурой: новые формы, материалы, идеи». Модератором выступит Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Фаршид Муссави (на фото), сочетающая в своих работах высокие технологии с функциональным дизайном и локальными архитектурными традициями, прочтет лекцию о взаимоотношениях функции и формы в современной архитектуре.
 
 Сообщение датского архитектора, партнера бюро 3XN Каспера Йоргенсена (на фото) называется «Материальный мир и новая строительная культура».
Конференция завершится лекцией Андрея Бокова на тему технологий и перспектив взаимоотношения архитекторов на современном рынке.
Форум «Дни КНАУФ» пройдет на территории предприятия «КНАУФ ГИПС» в Красногорске (4 км от МКАД). Для удобства гостей во время проведения форума будет организовано движение бесплатных автобусов от станций метро «Выставочная», «Мякинино».
 
Чтобы стать участником форума, нужно пройти регистрацию на сайте  www.dniknauf.ru.






Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey