Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Чем запомнился Фестиваль «Зодчество - 2012»? Самые яркие проекты с комментариями автора концепции выставочного проcтранства Владимира Кузьмина, архитектурного критика Николая Малинина и архитектора Бориса Уборевича-Боровского.
Архитектор Владимир Кузьмин (вместе с коллегами по проектной группе «Поле-Дизайн» разработал пространство экспозиции):
«Мы делали экспозиции «Зодчества» в 2006 и 2007 годах и вошли в эту реку вновь потому, что нам понравилась кураторская концепция Андрея Александровича Чернихова. У него была идея переформатировать Фестиваль, приблизить его к биеннале, когда в одном пространстве встречается множество выставочных проектов. Сначала мы задумали построить из специальных конструкций слово «Новое» (так звучала главная тема), но выяснилось, что средств на это не хватает. В итоге пошли по другому пути, однако визуальную основу, в которой добивались легкости и эскизности, сохранить удалось. Задача отойти от закрытой экспозиции, разделенной стеночками и кубиками, была решена с помощью строительных лесов и скотча нашего любимого жизнеутверждающего цвета. Действительно, его ушло около 30 километров.
Пространство получилось, с одной стороны, прозрачным, воспринимающимся целостно. С другой стороны, эта прозрачность была не абсолютной и вуалировала не самые удачные экспозиции. О «контенте» Фестиваля судить не возьмусь. Пусть этим занимаются искусствоведы и критики. Возможно, самым новым, как бы претенциозно и парадоксально это ни звучало, оказалось само пространство экспозиции - то, как оно вписалось в пространство «Манежа». Оранжевый цвет и огромный, установленный под углом экран задавали определенный драйв. Прекрасно сработала компания Maxgroup, монтировавшая выставку. Ведь какими бы замечательными не были эскизы и чертежи, в конечном счете все зависело от людей, которые устанавливали конструкции, придумывали специальные инструменты для их обмотки скотчем, реагировали на возникавшие проблемы и оперативно находили выход из затруднительных ситуаций. Благодаря их четкой работе все получилось так, как мы себе это представляли».
Архитектурный критик Николай Малинин:
«Любой текст от сокращения выигрывает, а для плохого это вообще первейшая мера. «Зодчество» стало меньше (и днями, и метрами) – и это чрезвычайно его украсило. Возникло даже смутное ощущение, что тут те, кому это зачем-то надо, а не по разнарядке. И не в командировочку в Москву сгонять. Вот, например, Воронеж очень грамотно и даже стильно о себе заявил. Похоже, там с приходом нового главного архитектора, действительно, что-то начало происходить интересное. Например, фестиваль «Архидром», где молодежь отлично поработала с деревом.
Запомнился и Екатеринбург – не тем, что показал, а тем, как. Емкий, плакатный ход очень здорово выделялся на общем фоне. Но самое живое и интересное, что тут было, это было прошлое! А именно проекты дипломников МАРХИ 1960-70-х годов на выставке «Советский модернизм». Может быть, структура экспозиции была и простодушной («Были детьми», «Женились», «Сидели в кафе»), но вполне адекватной материалу. И видно, что куратор выставки Ольга Казакова знает предмет глубоко и пойдет далеко.
История про «Русское Идентичное» меня несколько смутила. Я тоже все время ищу каких-то точных слов для описания происходящего в архитектуре, но никогда не думал, что со стороны это может выглядеть так плоско. Идентичность – это важный, интересный, мучительный вопрос, но те ответы, которые нашли Андрей и Никита Асадовы, как-то все же слишком очевидны. Ну да, у нас есть что-то прекрасное (и многое из этого, к моей радости, деревянное), а что-то ужасное (навороченные комплексы с башенками и непроходимые панельные кварталы), ну и что дальше. А вот бревно, которое лежало там и разные фрагменты которого символизировали разные куски нашей истории, это было здорово! Жаль, мало кто понял, в чем был его смысл.
Разочаровала и история про сгоревший после взрыва фабрики фейерверков и восстановленный квартал Роомбеек в голландском Энсхеде. Сначала на экране нам долго показывают пожар (очень аттрактивно, да), а потом на фотографиях мы сразу видим чистенький, опрятный город, такой же, как и все остальные в Голландии. И только из пояснений узнаем, что его воссоздавали вместе с жителями. А самого процесса, его деталей - не хватает.
И мне кажется, «Зодчеству» нужно больше таких вот человеческих историй. Как про Энсхеде, только не просто завлечь пожаром, но и рассказать историю – что было дальше и как люди в этом участвовали. Из наших сюжетов, увы, могу привести лишь одну историю - про то, как волонтеры во главе с братьями Невзоровыми, Алексеем и Павлом, все лето чинили деревянную церковь в Чистом Доре Вологодской области».
Архитектор Борис Уборевич-Боровский, руководитель бюро UB. Design, получившего на Фестивале Премию «Репутация»:
«Мы увидели какое-то совсем другое «Зодчество». Это всегда была статусная, статичная выставка. А тут новый формат. Очень коротко, всего два дня. Другая эстетика пространства. Что-то призрачное. Много градостроительных карт и схем, мало построек. Но сейчас время такое, многое изменилось. В Москве новое руководство, новая архитектурная палата. Мы больше строим дороги, чем дома. Зато провинция активизировалась. Там интенсивность строительства, как у нас пять лет назад. И есть очень интересные проекты, но есть и пугающие. Екатеринбург удивил башнями в стиле московских 90-х.
Понравилась выставка «Советский модернизм». Когда я учился в МАРХИ – в конце 70-х – еще преподавали Степан Христофорович Сатунц, Дмитрий Георгиевич Олтаржевский, Михаил Исаакович Синявский. Мы забыли многое из того, что было придумано и сделано тогда. А ведь это наш базис.
Девиз выставки «Новое» воспринимаю скорее как вопрос. Выставка вообще оставила много вопросов и желание подискутировать о направлениях развития. Опять много внимания было уделено «Большой Москве». Я, например, не понимаю идею расширения города в виде отростка, похожего на грыжу. Думаю, об этом еще какое-то время поговорят, а потом забудут. Не показались перспективным трендом фасадные решения, представленные в проекте микрорайона «В Лесу». Но все это было бы интересно обсудить. Не могу сказать, лучше стал Фестиваль или хуже, но явно – живее, креативнее, чем раньше».
Официальный сайт Фестиваля: www.zodchestvo.com
В публикации использованы фотографии, предоставленные бюро «Поле-Дизайн» (фотограф Николай Калошин), пресс-службой Фестиваля «Зодчество», из архивов сайта Archplatforma.ru, автор портрета Николая Малинина - Светлана Мусинова).
Итоги XIV Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома», завершившегося 19 марта, рассматривает архитектурный критик Евгения Гершкович, участвовавшая в работе жюри.
В этом году на конкурс было выставлено 170 работ, что говорило о многом. Во - первых, о ниспадающей популярности самого начинания Москомархитектуры, с 1998 года проводящей Фестиваль в Доме на Брестской. Во-вторых - о росте и популярности профессии архитектора. В - третьих, отрадно, что, несмотря на кризисы, работы у архитектора меньше не становится.
В поданном на конкурс материале были представлены все стили и направления: минимализм, классика, ар деко и даже веселый панк. Планка, без сомнения, высока. Архитектор Борис Левянт, член жюри, подтвердил: «Есть определенное ощущение правильного понимания задачи, профессионального роста качества. Если в начале истории конкурса в нем принимали участие преимущественно молодые, начинающие архитекторы, то теперь среди номинантов есть настоящие сложившиеся профессионалы, мэтры, и это немаловажно. Статус Фестиваля явно повышается». С ним абсолютно согласен и другой член жюри, архитектор Сергей Кузнецов: «В этом году есть на что посмотреть. Видно понимание, что архитектура должна делаться до мелочей и качественно. Видно, что и специалисты, и заказчики читают литературу. До мировых образцов, конечно, еще далеко, но это не значит, что делать ничего не надо. Надо поощрять тех, кто двигается вперед».
Все перечисленное заметно усложняло выбор, перед необходимостью которого было поставлено жюри. Споры велись жаркие по каждой из восьми номинаций: коттеджный поселок, реализованный загородный жилой дом, реализованный жилой интерьер; проект-идея загородного дома; общественный интерьер; декорирование; деталь; предмет в интерьере. Мы долго в зале осматривали стенды, собирались на обсуждение в кабинете, но вновь возвращались к стендам. Стоит признать, жюри в этом году подобралось максимально модернистское: проекты оценивали архитекторы Владимир Плоткин, Борис Левянт, Сергей Кузнецов, Оскар Мамлеев, Борис Шабунин, Виктор Литвинов, что, конечно, сразу задало направление нашей работы, проведя четкую вкусовую границу.
С развитием поселкового проектирования и строительства в номинации «Коттеджный поселок» было из чего выбирать. «Литература», о которой упоминал Сергей Кузнецов, в применении к данному случаю - предположительно, альбомы с творчеством Фрэнка Ллойда Райта. Влияние этого мастера на российское загородное строительство налицо. Здесь можно вспомнить, что американский зодчий грешил самотиражированием, впрочем, имея хороший вкус и построив сотни домов в похожем стиле. Лидером Фестиваля в этой номинации стал Алексей Козырь с поселком в Снегирях о восьми домах, второе место получил Михаил Хазанов с коттеджным городком «Горки-11» в Сочи. На третьем - оказался односемейный жилой дом Архитектурной мастерской Дмитрия Глушкова.
Стоит отметить, что не только лаконичные формы нынче в тренде, но и экологичные материалы, а именно - дерево. И это не могло не порадовать приглашенного в жюри архитектурного критика и пропагандиста деревянной архитектуры Николая Малинина: «Приятно, что люди стали понимать то, что дерево – это хорошо, и объектов из него появляется все больше». Целиком сработанное из древесины частное жилище площадью 60 кв. м в деревне Клюшниково, спроектированное «Архитектурным бюро 610», получило первое место в номинации «Реализованный загородный дом». Борьба среди сильнейших игроков на этой поле была нешуточной. Второе место заняла Светлана Головина с «Домом яхтсмена», третье - Павел Абрамов с «Дачей Че» (Архитектурное бюро «Ардепо»). «Архитектурное бюро 11», победившее в номинации «Проект-идея загородного дома», свой объект площадью 390 кв. м тоже целиком замыслило в древесине.
Суровая борьба разгорелась и в номинации «Общественные интерьеры». Очень трудно было расставить по местам несколько работ одинаково высокого уровня. Лучшим в итоге был признан офис компании «Аэроэкспресс» архитекторов Алексея Горяинова и Михаила Крымова. Жюри особенно понравилась то, как они включили в концепцию «динамичного интерьера» светящиеся потолочные элементы. Второе место поделили Антон Мосин с проектом офиса компании Xenon, выделяющегося белыми, воздушно легкими интерьерами, и архитектурное бюро «Практика» с офисом агентства «Таргет Медиа», где присутствует мастерская, очень сложная, несмотря на внешнюю простоту, работа со стеклом. На третьем месте тоже два проекта - офис «Евросвета» Шалмина, Агапова и интерьер архитектурной студии от Nefaresarch.
В номинации «Реализованный жилой интерьер» первое место решили не присуждать, зато на втором опять-таки оказались два мастера - архитектор Борис Уборевич-Боровский, не изменяющий своему минималистскому подходу, и Петр Костелов, по профессии театральный декоратор, но очень интересно, артистически и жестко, работающий в интерьере.
В номинации «Декор» победил петербургский архитектор Сергей Ерофеев, покоривший жюри искренностью тонкой «археологической» работы в классическом стиле. Не менее искренняя в своем узнаваемом, жизнерадостном стиле Елена Теплицкая стала второй. Третье место получил декор интерьера Марии Ватолиной.
Список номинации «Деталь» возглавил не новый, однако не утративший за 8 лет актуальности, объект - дом в поселке «Сокол», спроектированный архитектором Владиславом Платоновым из бюро «Карлсон и К». Входная группа жилых домов «Доминион» (iq architects) и ювелирный магазин «Владимир Михайлов» в Петербурге Алексея Левчука заняли второе и третье места.
Факт, что авторская мебель харьковчанина Юрий Рынтовта – единственный (второе место) победитель в номинации «Предмет в интерьере», лишний раз подтверждает положение, что дизайна у нас нет. Зато он есть хотя бы на Украине, но на то и конкурс международный.
Несмотря на большое число работ, однозначно лучшей среди них выявлено не было. Тем ценнее будет Гран- При, никому не доставшееся в этот раз, для участников будущего года.
Официальный сайт Фестиваля: dom6.ru
В честь юбилея в МУАРе открылись блиц-фестиваль "Ц:СА:10" и выставка участников конкурсного проекта "Пространство современной архитектуры".
На праздничном вечере Ирина Коробьина, директор Центра, напомнила, для чего он создавался. Продвижение и популяризация актуальной архитектуры, консолидация профессионального сообщества, содействие развитию архитектурной мысли в России и укрепление международных связей - в этих целях устраивались лекции, семинары, выставки и конкурсы, проводились кинопоказы, издавались книги и снимались телепередачи. Всем этим Ц:СА будет заниматься и в дальнейшем, но уже как одна из программ Музея Архитектуры имени A.В. Щусева.
Самые важные проекты прошлого десятилетия, среди которых - фестиваль уDUTCHная архитектура, конкурс PermMuseumXXI, Московский фестиваль архитектурных фильмов, отображены в мультимедийной инсталляции "Ц:СА:10". Видеоотчет о жизни Центра транслируется на 14 экранах, размещенных в Аптекарском приказе до 27 февраля.
Здесь же выставлены лучшие работы конкурса "Пространство современной архитектуры". О том, как превратить в него всю Россию, размышляли молодые архитекторы из 19 стран мира. Их идеи оценивало международное жюри - Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян (бюро "Проект Меганом"), бюро MVRDV, Раймар фон Мединг (Reymar von Meding), Даниель Дендра (Daniel Dendra) и другие известные мастера. Авторы десяти конкурсных проектов получили право на персональную экспозицию в МУАРе в рамках выставки, поддерживающей новую генерацию архитекторов (планируется этой весной), еще трое финалистов были награждены стипендиями Dessau Institute of Architecture.
сайт Ц:СА: archcenter.org
сайт МУАР: muar.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.