Cтарые квартиры и новые сараи

22.06.11
20:37
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (16585)

Спецпроекты «Арх Москвы», достойные «приза зрительский симпатий».

Эту публикацию можно считать очередной серией «обзорных эскскурсий» по «Арх Москве», вышедших на нашем сайте (см. «Обзорная экскурсия по Арх Москве. Часть I»; «Обзорная экскурсия по Арх Москве, часть II».) Однако, в отличие от предшествующих репортажей здесь уже не соблюдается пространственная близость экспозиций. Выставки, о которых пойдет речь, находились в разных уголках ЦДХ, но оставили общее ощущение какого-то особого, человечного, подхода к предметам исследования.

Такое ощущение неизбежно возникает, когда в центре внимания оказывается бережное отношение к историческому наследию. На выставке «Рижская деревянная архитектура: достигнутое и перспективы»  можно было увидеть, как воссоздают и берегут сооружения из дерева в столице Латвии, где они составляют примерно 10% застройки. Деревянные строения сохраняют разными способами. В этом процессе участвует и государство, и частные инвесторы. Часто старые здания обретают новую жизнь в ином качестве. Так, советская насосная станция на берегу Рижского залива, превратилась в частную виллу «Остров Пасхи», а в комплексе бывшей Гипсовой фабрики теперь находятся элитные апартаменты.

Мастер-класс архитектора Зайги Гайле, прошедший в рамках выставки «Рижская деревянная архитектура: достигнутое и перспективы» .

О методах реставрации и модернизации деревянных объектов рассказывала куратор выставки – архитектор Зайга Гайле. Она охарактеризовала свой подход тремя словами с приставной «ре-»:  реабилитация, реконструкция, ревитализация: «Вначале идет скрупулезное изучение исторического объекта. Даже если он доведен до последней степени деградации, все равно в нем остается невероятно много прекрасного. Затем следует синтез осознанного исторического с современной функцией. Чем больше понимаем об объекте, тем увереннее можем балансировать между его сохранением-восстановлением и внесением элементов современной архитектуры и дизайна».  В эскпозиции были представлены фотографии и макеты домов, убереженных от исчезновения, а также проекты современного городского строительства из дерева, ведущиеся в Риге.

С темой прошлого и памяти  была связана и расположившаяся в галерее на втором этаже выставка «Морфология советской квартиры». Куратор Артем Дежурко нашел, а фотограф Алексей Народицкий заснял, шесть квартир, обитатели которых сохранили обстановку, привычную им с детства – с 1960-х- 1970-х годов. Таблички рядом с фотографиями содержали рассказы хозяев этих квартир о том, почему они до сих пор так живут. Вспоминая, откуда взялись те или иные вещи, они заодно вспоминали истории своих семей. «Отчего в постсоветскую эпоху люди принялись, как гомункулы после атомного взрыва, селиться в обезличенных, выхолощенных евроремонтом пространствах, как будто у них не было детства?», - примерно так рассуждал куратор, начиная свое исследование год назад.

Фоторяд сопровождали реальные предметы тех лет – зеркальное трюмо, шкаф с «пламенным» шпоном, кресла в истертой обивке  с деревянными подлокотниками. Смысл этой демонстрации «старья» состоял и в том, чтобы заставить посетителей пересмотреть отношение к советскому дизайну, проникнуться его эстетикой. И подумать, что, может быть, не стоит выбрасывать и отвозить на дачи старые вещи, а нужно произвести небольшую реставрацию, поменять обивку, обновить деревянные детали, хотя бы потому, что лет через 20 все созданное в 1970-х автоматически станет антиквариатом.

Третья выставка переносила посетителей из города на природу. В этом году организаторы Фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» вместе с мастерской ТАФ провели конкурс.  Давалось задание спроектировать универсальный протообъект архитектуры, «не нуждающийся в укаршениях, обладающий минимальной функцией», а именно – сарай. По лучшим проектам были изготовлены и выставлены на импровизированной поляне с березками между колоннами ЦДХ макеты. Многие участники конкурса выбрали для своих проектов дерево, но были  удачные решения и из других материалов,  например, сарай Группы FAS(t), сконструированный из подвесных стальных цепей. Проект «Архстояние» нацелен на органичное взаимодействие природы и архитектуры. Сейчас организаторы, похоже, решили доказать, что, чем проще форма, тем лучше она вписывается в ландшафт. Сараи победителей  уже строятся в Никола-Ленивце и cовсем скоро предстанут «в полный рост» перед гостями Фестиваля, который пройдет с 29 по 31 июля (следите за анонсами на сайте).

Оскар Мадера. Протосарай  «Функциональное мычание».

АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, арт-группа  MISSISSIPPI. «Сарай LET IT BE»

Архитекторы Александр Бродский и Антон Кочуркин, члены жюри конкурса «Сарай 11»

Между тремя вышеупомянутыми экспозициями, на первый взгляд, нет прямой связи. Но на самом деле их объединяет идея бережного отношения к чему бы то ни было – к историческому наследию, к вещам, которыми дорожили в наших семьях, к ландшафту. Эти камерные выставки дополнили разнообразную программу «Арх Москвы» темами, понятными и близкими абсолютному большинству ее посетителей.  



 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(16585)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey